Весной и в начале лета, когда в России неимоверно подорожали даже традиционно выращиваемые прежде в больших объемах морковь, свекла и картофель, нас постоянно пичкали объяснением, что во многом виноваты мировые цены на продовольствие. И вот мировые цены, по данным ООН, впервые за последние 12 месяцев двинулись вниз. Последуют ли за ними цены отечественные?
Песни про то, что российского прошлогоднего урожая не хватило, поэтому прилавки пришлось заполнять импортным сельхозтоваром, более дорогим, звучали на всех уровнях. Областное министерство АПК, например, сообщало: «К концу весны сроки хранения отечественных овощей заканчиваются, а новый урожай еще не созрел. Поэтому в магазинах начинают появляться более дорогие импортные аналоги. Это также обусловлено низкой урожайностью картофеля прошлого года, отмечающейся по всей стране: в 2020 году объем урожая снизился на 14 процентов по сравнению с 2019 годом».
Не отставали и различные эксперты. Вот как комментировала ситуацию доцент кафедры финансов и цен Российского экономического университета Мария Долгова:
- На цены всех овощей влияет объем собранного урожая. В 2020 году по сравнению с 2019-м посевные площади сократились: под картофель на 8 процентов, под столовую свеклу и морковь — более чем на 13 процентов.
В результате овощей было собрано меньше: свеклы на 15 процентов, моркови на 11. Качество урожая из-за погодных условий было низким.
Все это спровоцировало высокую долю импорта овощей. А цены на привозной товар зависят от курса национальной валюты. Также качество привозной продукции выше, поэтому стоят такие овощи в рознице дороже. Мировые цены на основные виды продовольствия непрерывно растут, что заставляет импортеров увеличивать свои. Тот же фактор стимулирует экспорт и, как следствие, сокращение российской продукции на прилавках.
И вот, наконец, в июне мировые цены на продовольствие снизились - впервые за последние 12 месяцев. Об этом сообщается в обзоре Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Среднее значение индекса продовольственных цен оказалось на 2,5 процента ниже по сравнению с майским показателем. Падение объясняется удешевлением растительного масла, зерновых и, в меньшей степени, молочной продукции.
Индекс цен на растительные масла снизился, по данным ООН, на 9,8 процента, достигнув самого низкого за последние четыре месяца уровня.
Индекс цен на зерновые снизился на 2,6 процента по сравнению с майским уровнем. Цены на кукурузу на международных рынках упали на 5 процентов вслед за снижением котировок в Аргентине в результате роста предложения за счет нового урожая, объемы которого оказались больше, чем ожидалось. Международные цены на пшеницу в июне уменьшились на 0,8 процента. Этому способствовал благоприятный общемировой прогноз, а также улучшение видов на урожай во многих ключевых странах-производителях. Данные факторы нивелировали тенденцию к повышению цен, обусловленную засушливой погодой в Северной Америке. Индекс цен на молочную продукцию уменьшился на 1 процент. Наибольшее снижение продемонстрировали цены на сливочное масло, что объясняется резким сокращением мирового импортного спроса и незначительным увеличением запасов, особенно в Европе.
Чем на этом фоне отвечает Россия? В нашей стране инфляция обновила пятилетние максимальные показатели. В июне годовой рост потребительских цен ускорился до 6,5 процента— такого не было с августа 2016 года. Значительную роль сыграла стоимость продуктов питания. И все-таки в июле морковь со свеклой слегка подешевели: их сейчас можно купить в Ульяновске ниже невиданных прежде 120 и более рублей за килограмм. Однако предшествующая ценовая гонка по-прежнему оставляет эти корнеплоды дороже бананов, транспортировка которых дело, вроде бы, более щепетильное и кропотливое. Сегодня свеклу можно встретить на ульяновских прилавках по 70 рублей, морковь – по 80, тем не менее, это все равно непривычно дорого. К более узнаваемым для себя ценам начинает откатываться картофель, однако этому, по некоторым данным, способствует низкая лежкость азербайджанских клубней, завезенных в наш регион. Торговля спешит побыстрее избавиться от такого товара.
Зато цены на сливочное и растительное масло, молочку, хлебобулочные изделия в России за мировым движением вниз не спешат. К тому же на растмасло у нас в стране действует фиксированная по договору государства с бизнесом цена, и уж ниже ее никого не сдвинешь – хоть расстреляй. Зато есть смутное опасение, что будет дорожать мясо. Ведь в том же обзоре ООНовской структуры отмечено, что индекс мировых цен на мясо в июне вырос на 2,1 процента по сравнению с маем: тенденция сохраняется девятый месяц подряд. Каков соблазн навариться! Еще Жванецкий утверждал: «В то, что что-то добавят, – не верю. Что отберут то, что есть, – верю сразу и во веки веков». В этом Михал Михалыч не ошибся почти ни разу, хотя и написал еще во времена СССР.
А погода и власти, кажется, готовят, нам новое традиционное объяснение насчет дороговизны продуктов. Неурожай – на него власть всегда ссылается при плохой погоде. На последнем аппаратном совещании у врио губернатора областной министр сельского хозяйства Михаил Семенкин заявил, что дает знать о себе засуха – урожай будет меньше запланированного. А цены, видимо, больше.
Владимир Пугачев