Общественный транспорт – это то, что ходит с регулярными и не очень большими интервалами, по графику и до позднего времени. Это то, что обязательно придет, даже если в данное время суток не очень много пассажиров. За эту регулярность и доступность граждане платят своими налогами в городской бюджет. Но в этом смысле общественного транспорта в Ульяновске нет.
В этом может убедиться каждый, кто пытается уехать после девяти вечера куда-нибудь, например, из центра за Волгу или на Север. Если верить расписанию, то мимо гостинцы "Венец" в сторону Севера маршрутки должны ходить каждые 10-15 минут чуть ли не до 11 вечера, а с учетом того, что маршрутов несколько – и чаще. Но опыт показывает, что маршрутки приходится ждать и 30, и 40 минут, и час, а №94 можно не дождаться никогда. Во время недавнего ремонта трамвайных путей в центре города маршруток, по логике, должно было быть больше, но их, по ощущению, стало даже меньше. В итоге те редкие экземпляры, которые все же приходят, забиты под завязку, что очень помогает коронавирусу распространяться, потому что ульяновцы – известные пофигисты, и маски в транспорте надевают единицы.
Проблема общественного транспорта не решается в городе десятилетиями. На моей памяти в город приезжала не одна команда специалистов по урбанистике, которые изучали транспортную нагрузку, проблемные направления, выработали рекомендации по оптимизации сети маршрутов. Они получали свои (то есть наши, бюджетные) деньги за работу, уезжали, мэрия отчитывалась о хорошо проведенном мероприятии, а в городе все оставалось и остается по-прежнему, только хуже, как, например, после строительства "Аквамолла": на этом участке трассы появились пробки, которых раньше не было.
"Ульяновск будет лучшим городом Европы", – эта фраза бывшего мэра Пинкова, посланца единороссов, до сих пор звучит в ушах. Про Европу не будем, потому что даже среди поволжских соседей есть города с вполне приличной организацией общественного транспорта. Например, это Казань и Нижний Новгород, где автобусы и электротранспорт ходят хорошо (там есть и метро). На остановочных павильонах есть электронные табло, где можно увидеть, через сколько минут подойдет автобус нужного тебе маршрута. Общественный транспорт – это конкурент частному, и отсюда есть важное следствие: чем хуже общественный транспорт, тем наглее ведет себя частный. В Ульяновске при отсутствии городского транспорта в вечернее время возрастает спрос на такси, что приводит к росту цен на поездку. В Нижнем Новгороде такси обходится вдвое дешевле, чем у нас, потому что там нормально ходят автобусы.
Из позитивных вещей в Ульяновске можно отметить только появление современных трамваев, возможности безналичной оплаты, а также появление маршруток большей вместимости. Но это никак не отразилось на графике работы в вечернее время (а есть еще и утренние часы пик, с которыми ульяновский частный транспорт не справляется). Маршрутчики и их лоббисты говорят, что частные маршрутки спасли город после коллапса городских ПАТП. Может быть. Но почему маршрутки, которые во всех городах играют вспомогательную роль, в Ульяновске остались основным видом транспорта? При этом графики движения не выдерживаются, но в новостях не слышно, что владельцы маршрутов несут за это какое-то наказание. Экономика этого бизнеса понятна – если автобус не загружается, то невыгодно вообще выходить в рейс. Именно поэтому маршрутки – это не общественный транспорт, а квазиобщественный, а иногда и антиобщественный (например, по стилю вождения, тесноте посадочных мест).
Деградация общественного транспорта происходила за те два десятилетия, когда Ульяновск был в руках партии власти. И она должна нести за это политическую ответственность, потому что ей не хватило именно политической воли, чтобы сделать город более удобным для жизни. А ведь наличие общественного транспорта в вечернее время дало бы толчок экономике города, его сфере услуг и досуга. После восьми вечера город вымирает, потому что люди знают: чуть припозднишься – и не уедешь домой. Горожане по вечерам могли бы наводнять собой кафе, рестораны, бары и музыкальные клубы, но их у нас не так много, как могло бы быть – по той же причине: чуть задержался в центре – и придется вызывать дорогое такси. Какая уж там "ночная мэрия". Без нормально работающего общественного транспорта город превращается в инвалида-паралитика.
Что делать? Для начала включить политическую волю. Если нужно, пригласить новые команды урбанистов. Применять метод кнута и пряника в отношении маршрутчиков. Постепенно уходить от маршруток как основного вида транспорта или, по крайней мере, включать их в единую муниципальную транспортную сеть на условиях, которые диктует город в интересах жителей. Продумать схему муниципально-частного партнерства. Перераспределять горбюджет в пользу более доступного и вместительного транспорта. Вводить единую систему оплаты, чтобы иметь льготы при пересадке с маршрута на маршрут в течение полутора часов, как это делается во всем мире. Ввести поздние, пусть редкие, рейсы трамваев и троллейбусов по заранее известному горожанам расписанию, чтобы люди могли приурочить к нему позднее возвращение домой. Не нужно изобретать велосипед, достаточно подсмотреть схему «велосипеда» у соседей, ближних или дальних, и модифицировать его в зависимости от местных условий.
Сергей ГОГИН
P.S. Пока верстался номер, стало известно, что в связи с многочисленными жалобами горожан мэрия Ульяновска приняла решение продлить работу общественного транспорта в вечернее время (см. на стр. 9). Теперь остается лишь смотреть, как это будет работать.