Люди соскучились по подсолнечному маслу, каким оно было когда-то, и такого сегодня им не удается найти.
Сосед рассказал, что ездил в деревню и видел по пути поле подсолнечника, который стоит одно растение к другому, одинаковые, как на подбор. Ряды ровные, словно по стрелке, и между ними нет ни единой травинки. «Как, интересно, они этого добиваются?» - удивлялся мужчина. Они - это хозяева поля. Я предположил, что добиться такой стерильности можно, наверное, только одним, а именно - химией. Ею, скорее всего, заливают и засыпают и это поле подсолнечника, и все другие поля, попавшие в руки крупных российских латифундистов, взявших на вооружение китайский опыт. Там на полях нет не только сорной травы, то есть никаких растений, но нет над полями и никаких насекомых, которых эта химия попросту убивает. Всех до единого. Остается лишь то, ради чего это и делается и с высокими урожаями. Потом на этих полях, как говорят, долго ничего не растет. Монокультурой и химией из них выжимают все соки (и прибыль) и бросают.
Потому, вероятно, и в наших магазинах не найти того же натурального подсолнечного масла. С ароматом, как в детстве, когда наслаждением было полить им подсоленный кусок черного хлеба и съесть. Впрочем, этого «натурального» «не рафинированного», с запахом, если по-нынешнему, нет практически никакого. Продается сплошной суррогат - рафинированный и дезодорированный. Я не знаю, как он готовится - наверное, прогоняется все через ту же какую-нибудь химию, которая удаляет из него все запахи в принципе. Вместе с ними и те, что дала химия на полях. Остается, на мой взгляд, не масло, а безвкусная маслянистая жидкость. И все это называется у нас с некоторых пор импортозамещением, догоняющим по цене испанское или итальянское оливковое масло, которое без химии, поскольку оливки растут на деревьях.
Такие же сегодня «аккуратные» поля и «рекордные» урожаи и по другим культурам. В моем селе в Сурском районе генералы от латифундий, какие-то жулики из Мордовии, скупили земли у местных дурачков за гроши. Если точнее, по тысяче рублей за гектар. И сеют, в основном, пшеницу. Никто из сельчан у них не работает. Кажется, они и сами там не работают. Налетает, как летучие голландцы, техника, отпахивается, отсеивается и исчезает. Потом обработка пестицидами, культивация, а там, глядишь, и урожай собирать. И если раньше, при советской власти, наши земли редко давали больше 20 центнеров зерна с гектара, то сейчас выходит и по 40 центнеров. Объяснение этому «чуду» простое: раньше - удобрения, в смысле химия, использовались умеренно; сегодня - в изобилии. Так что периодически потравливают там и пчел. Ну и понятно, что это за хлеб. И что за прибыли новых аграриев. Они - многомиллионные.
Хозяева земель живут давно, по бродящим в народе данным, за границей, где едят в том числе первоклассные масло и хлеб. А нам гонят то, что берем в магазинах - безвкусный раствор вместо растительного масла и распадающийся в руках предмет вместо хлеба.
Артур ТАНИЕВ