Автомобили выживают людей из городского пространства. Этой темы мы уже касались в материале о пешеходах и водителях («Кто в городе главный?», выпуск «СК» за 12.02.21г.). А сейчас речь о дворах. Их благоустройство часто сводится к увеличению парковочных мест за счет зеленых зон и спортивных площадок.
Некомфортная среда
Чтобы убедиться, что так и есть, достаточно пройтись вечером по любому микрорайону Ульяновска и заглянуть в пару дворов наугад. Где-то машины стоят прямо на детских и спортивных площадках, под деревьями… Другой вариант – это когда участок зеленой зоны или детской площадки уже закатали под асфальт, огородили, то есть официально перевели в статус парковочного места. Это, кстати, делают и за счет средств бюджета, федерального и регионального, по программе «Формирование комфортной городской среды» (включена в национальный проект «Жильё и городская среда»). Хотя в крупных российских городах и в европейских странах, где так любят бывать наши чиновники, комфортным считается жилье с придомовой территорией больше похожей на парк, на благоустроенную общественную зону. У жителей таких домов – по несколько автомобилей на семью, но парковки для них либо в подземных гаражах, либо за пределами двора.
В старых районах Ульяновска придомовые территории тоже создавались по принципу – двор для людей: лавочки у подъездов, детские, спортивные площадки, скверы, газоны, цветники. Понятно, что в те времена на целый дом было всего несколько автовладельцев, которые ставили свои машины в гаражи. С тех пор жизнь кардинально изменилась: автовладельцев стало много, причем большинство из них предпочитают держать машины у подъезда и заводить их прямо из окна. За такой комфорт приходится расплачиваться остальным жителям дома, во-первых, уступая машинам свое жизненное пространство, а во-вторых, - рублем в прямом смысле этого слова. Ведь плата за содержание жилого помещения, которую они вносят ежемесячно, включает в себя в том числе и плату за содержание придомового земельного участка (ст. 154 ЖК РФ), часть которого автовладельцы фактически забирают в личную собственность. Причем все это можно устроить на законных основаниях.
- Чтобы организовать автомобильную стоянку возле дома, нужно прежде всего определить собственника земельного участка, на котором это планируется сделать, - говорит заместитель директора Центра управления городом (бывший Контакт-центр при главе города) Михаил Медведев, - Если территория входит в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, вопрос решается на общем собрании собственников (ОСС). Если нет, то организация парковки возможна только с согласия собственника земельного участка, а это может быть физическое, юридическое лицо, государство или муниципалитет. Главный критерий отнесения территории к придомовой - постановка участка на кадастровый учет и определение фактических границ на местности: где заканчивается территория дома и начинается чужая. И все-таки одного согласия собственника мало. Существуют еще нормы, которым организация парковки должна соответствовать. Это, например, расстояния от многоквартирных домов до стоянок автомобилей, которые зависят от размера стоянки и других ее характеристик. Если требуется снос деревьев, то для этого нужно обязательно получить разрешение.
Закона нет, есть «хотелки»
То есть в теории у жителей есть инструмент, позволяющий запретить организацию парковок хотя бы на той территории, которая принадлежит дому, но на практике это не работает. И потому, что решение ОСС – это всегда решение более сильной группировки, а не всех собственников, и потому, что в конкретном случае его легко проигнорировать. Больше десяти лет без результата обсуждаются механизмы, как призвать к порядку автовладельцев, которые ставят машины на газонах, на тротуарах, детских площадках. Зато за это время увеличилось количество личных автомобилей и построена масса многоэтажек, которые не обеспечены парковочными местами. То есть проблема только обостряется.
- Неправильно решение об устройстве парковок во дворах перекладывать на плечи собственников, - считает жительница Засвияжья Ольга Горбунова. – Собственники не знают, где коммуникации проходят, какие есть нормы зеленых насаждений, насколько безопасно расположение парковки с учетом пешеходного трафика и так далее. Этим должны заниматься специалисты. Разве нет закона, который все это регламентирует? Не может быть, чтобы все сводилось только к норме Жилищного кодекса и к тому, что все решает собственник.
- У нас нет закона, который регулировал бы проблему парковок во дворах от и до, - говорит юрист и член областной Общественной палаты Григорий Каленов. - У нас даже понятий четких нет, чем отличается парковка от стоянки, должен ли и может ли личный автомобиль оставаться на дворовой территории круглосуточно. Появилась у человека машина, и он хочет, чтобы она стояла под окнами - ему так удобно, вот и все. Это по большому счету ментальная проблема, и она пока решается на уровне общественного договора. Например, в Засвияжье, на ул. Терешковой, 16, расширили проезжую часть во дворе, устроили заездные карманы. Это тот вариант, когда машины практически не мешают людям, потому что дом небольшой. А рядом огороженная территория девятиэтажного дома №30 по ул. Полбина. Значительная ее часть забита автомобилями, небольшая детская площадка ими практически задавлена. В дальнем Засвияжье проблема с парковками гораздо острее, чем в ближнем, именно потому, что там большие дома с большим количеством квартир. Многие бегут из этого района только потому, что там ни припарковаться, ни выехать… И таких «горячих» территорий с развитием высотного жилищного строительства будет все больше и больше. Это к вопросу о комфортной среде и качестве жизни. Со временем запрос на регулирование проблем с парковками в правовом поле будет расти. Когда появится настоящий запрос, появится работающий закон. А пока как есть.
Что решит власть на ул. Радищева,164…
Прямо в эти дни решается судьба зеленой зоны по адресу ул. Радищева,164: сохранится она или быть там парковке. Эта ситуация интересна тем, что в ней-то как раз замешана муниципальная власть. Речь идет об участке, который граничит с детским садом «Полянка» и домом 164, но принадлежит муниципалитету. Прошлой весной на нем, под окнами ветеранов, к 75-летию Победы, волонтеры сажали цветы и обещали осенью посадить кустарники. Но осенью вместо кустарников на этом участке укоренились автомобили, там и зимовали. Недавно в доме прошло очно-заочное собрание собственников и голосование за то, чтобы обратиться в муниципалитет с просьбой согласовать снос оставшихся нескольких деревьев (в 2015 году на этом участке уже уничтожили рощицу деревьев, которую сажали старожилы) и разрешить организовать там парковку. На момент подготовки материала в печать итоги голосования были неизвестны. Если вопрос решится в пользу автомобилистов, то дом лишится зеленой зоны и живых деревьев, и на ее месте несколько автомобилей получат постоянную «прописку». Кому-то хочется видеть из окна зеленую зону и деревья, потому что в силу возраста и недугов этим видом и ограничивается взгляд на мир. А кому-то важно наблюдать собственный автомобиль, стоящий под окном. Вот такой конфликт интересов, и решать его придется власти.
Председатель ТСН дома №164 Андрей Никифоров, который, по отзывам собственников, довольно эффективно занимается вопросами благоустройства, надеется, что ситуация решится в пользу парковки:
- Сейчас личные автомобили стоят у подъезда, мешают подъезду специализированного транспорта, «скорая» не может беспрепятственно подъехать. Если администрация города пойдет нам на встречу, мы сделаем обустроенные парковочные места. Это цивилизованное решение проблемы.
Где муниципальные стоянки?
- Я бы в принципе запретил ставить машины во дворах в ночное время. Стоянки во дворах должны быть только гостевые: приехал человек, поставил автомобиль на время и уехал, - говорит житель северной части города Николай Иванович. – Конечно, владельцам автомобилей выгодно и удобно парковаться во дворе на ночь, зато остальным житья нет. Я живу на первом этаже, и когда в будни с утра сразу несколько автомобилей начинают прогреваться, хоть из дома беги. У меня всю жизнь была машина, и я всегда ставил ее в гараж. Сейчас в нашем ГСК все боксы пустые. Жизнь такая пошла, что люди постоянно на машине, хочется, чтобы она была под рукой, этого уже не перешибешь. Но в таком случае надо решать вопрос с организованными парковками за пределами дворов. Если у человека есть автомобиль, значит, у него и деньги есть, чтобы оплатить место на стоянке. В городе полно территорий, где можно было бы организовать муниципальные парковки за приемлемую плату, чтобы хватало только на охрану и содержание. Наверняка многие автомобилисты переместились бы на них из дворов. Ведь стоянка во дворе тоже не без проблем – то сосед запрет, то гвоздиком кто-то машину из вредности поцарапает… Почему власть уж совеем устранилась от решения этой проблемы?
Тема организации муниципальных парковок впервые возникла в Ульяновске, наверное, лет 13 назад. Идея активно обсуждалась в прессе. Уже в то время количество обладателей личного транспорта в городе стремительно росло, тенденция была понятна. Но потихоньку тема сдулась, о муниципальных парковках не просто перестали говорить, но даже избегали. Ходили слухи, что участки под них все-таки были выделены, а потом использованы в других целях.
Последние два года и городская, и областная власти стали отчитываться о своей борьбе с несанкционированными платными парковками. Судя по отчетам, их сносили десятками, но они снова появлялись. Примечательно, что на фоне «сводок с фронта» ни разу не прозвучала мысль, что раз услуги этого теневого бизнеса так востребованы, то, может, стоит его легализовать, привести в цивилизованное состояние, организовать что-то свое – словом, не просто бороться с явлением, а все-таки принимать какие-то решения в интересах людей. Или власти такие решения не по плечу?
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА
Фото Татьяны Захарычевой