Не позавидуешь, кажется, тем россиянам, которым предстоит жить в последующие десятилетия - они могут остаться и без тепла, и без пищи, если нынешняя власть продолжит ту политику, которую ведет последнее двадцатилетие.
На одной из очередных встреч президент Владимир Путин заслушивал доклад главы «Газпрома» Алексея Миллера. Миллер рапортовал об успехах, правда, не нынешних, а будущих, сообщая президенту, что до 2025 года будет газифицировано столько-то тысяч населенных пунктов России, а к 2030-му газифицируем всю технически возможную территорию страны. Путин поинтересовался поставками газа в Китай. Поставки идут опережающими темпами, сказал Миллер. А по поводу нового газопровода? Глава «Газпрома» заверил президента, что «в соответствии с Вашим поручением» сейчас начали проектно-изыскательские работы по прокладке газопровода «Сила Сибири-2», и уже ясно, что его строительство возможно.
Вот это-то и тревожит, ведь Россия превращается в этакую сороконожку, телом которой является ее территория, а ножками - многочисленные газопроводы, тянущиеся на запад, восток и юг. Это и трубы, идущие по территории Украины, Молдавии и, кажется, Белоруссии. И «Южный поток», и «Турецкий поток» - оба по дну Черного моря. И «Северный поток», и заканчивающийся строительством «Северный поток-2». И «Сила Сибири», направляющийся в Китай, и «Сила Сибири-2», о котором говорил президенту Миллер. И не российских денег жалко, тех миллиардов долларов, на которые прокладываются все эти газопроводы, а газа, который по ним угоняется из наших недр за границу. Плюс к этому по своим трубам, называемым нефтепроводами, за рубеж сотнями миллионов тонн утекает российская нефть. Но еще Михаил Ломоносов открыл закон, гласящий, что если где-то что-то прибывает, в другом месте этого столько же убывает. И надо понимать, что за рубеж утекает по этим трубопроводам наше будущее. Топливо, иначе говоря, относящееся к невозобновляемым источникам энергии. Чтобы скопить то, что сейчас, лихорадочно строя газопроводы, распродает нынешняя российская элита, скапливалось в наших недрах миллионы лет и в ближайшие миллионы лет вновь не появится.
При этом живем мы в самой холодной стране мира, где от шести до десяти месяцев в году стоит зима, и первоочередным запасом является топливо. Но лет через 20-30 его у нас может не остаться. Та же Европа, согреваясь нашими углеводородами, создаст за это время альтернативные источники энергии, на которые и перейдет, когда трубопроводы из России опустеют и покроются ржавчиной. А мы? Наши власти живут как будто последние времена - по поговорке «После нас хоть вечная мерзлота». Либо все проще: они не видят жизни своих чад на родине, зная, что те будут жить в благоустроенной Европе, которую и спешат обеспечить удобствами. Остальные же россияне - как хотят.
Артур ТАНИЕВ