2 марта первому и последнему президенту СССР Михаилу Горбачеву исполнилось 90 лет. Он, кажется, единственный из первых лиц царской Росси, Советского Союза и современной России, кто дожил до столь почтенного возраста, и хотя годы берут свое и он болен, но остается в совершенно здравом и живом уме и активен по жизни.
Знаю, что многие сегодня его проклинают, считая виновным в развале Союза. На мой же взгляд, Михаил Сергеевич просто не мешал разваливаться тому, что не могло не развалиться, как СССР, и не препятствовал объединению того, что должно было объединиться, как Германия. Разваливаться и объединяться по возможности без большой крови, в чем и было его величие. В конце концов человек важнее, чем любое государственное нагромождение. Но о государственной деятельности Горбачева я писать не собираюсь. Скажу только, что его время было потрясающе интересным, несмотря на продовольственный дефицит и безденежье. Можно ли представить, что телетрансляции заседания Госдумы, к примеру, кто-то сегодня смотрит часами - сдохнешь ведь от скуки, а заседания Верховного Совета СССР смотрела вся страна. В них была жизнь.
В 80-х годах прошлого века я работал на авиационно-промышленном комплексе (УАПК) в новом городе. Был холост и стоял в очереди на квартиру. Кому-то из руководства завода пришла тогда мысль, что холостякам, и парням, и девушкам, хватит и малогабариток. Сейчас эти клетушки считаются нормальным явлением, но тогда были обидным для нас вариантом. Это комната метров 10-12, кухонка, туалет и ванная совмещенные и коридорчик. Когда подошла моя очередь, мне такие хоромы и предложили. А среди одиночек я в своем управлении был в очереди первым, и если бы я на эту малогабаритку согласился, такая же участь ждала бы и всех, кто стоял за мной. Но я от нее отказался, сказав, что не хочу жить в конуре. В профкоме фыркнули, но делать нечего - меня в очереди не обойдешь, и она среди одиночек на два года встала. Мне еще несколько раз предлагали такие квартиры, я упорно отказывался. Генсеком ЦК КПСС был уже Горбачев, говоривший в своих выступлениях о правах человека и, в частности, о праве на достойное жилище. Звучало это очень искренне, и в своих спорах с наседавшими профкомовскими я ссылался в том числе на эти слова Михаила Сергеевича. И профком перед авторитетом генерального секретаря в конце концов дрогнул - я получил прекрасную квартиру новой серии в тихом микрорайоне нового города. За мной очередь стронулась и всем достались такие же полноценные квартиры.
В нулевые я свою, уже приватизированную, квартиру продал и купил двухкомнатную на правом берегу, и в общем-то, никогда в жизни не чувствовал себя бездомным. Благодаря не только своей работе на УАПК, но и имени Горбачева, которому говорю спасибо и за жилье, и за свободу, которую он дал народу, и не его вина, что народ свободу не особенно ценил, и за доброжелательное отношение к миру. В нем меня всегда восхищало то, что он без особых эмоций оставил пост президента, который, вероятно, не считал главным в своей судьбе, и зажил жизнью частного человека. В 1999 году от лейкемии умерла его супруга Раиса Максимовна, что стало для Михаила Сергеевича тяжелым ударом. Ему было тогда 68 лет, но он больше не женился, посвятив жизнь общественной деятельности и помощи онкобольным детям. Горбачев знает о негативном отношении к нему большинства россиян, но не обижается - всяк волен относиться, как хочет, и переубеждать людей глупо. Он просто живет - в частности, для детей, о которых я несколькими строками выше упомянул. А это дорогого стоит в наш злобный век и в нашей жесткой стране.
Сергей КУЗНЕЦОВ