Поставленная под соглашением о Карабахе подпись премьера Армении Никола Пашиняна стоила армянскому народу глубочайшей депрессии, Армении - жесточайшего политического кризиса, а самому Пашиняну - непримиримой ненависти большинства армян.
Под тем соглашением, кроме Еревана, подписались еще Баку и Москва. Документ обеспечивал прекращение военных действий, которые Азербайджан и Армения вели за удерживаемый на протяжении 30 лет Арменией Нагорный Карабах. Боевые действия прекратились, но на унизительных для Еревана условиях: Карабах и еще несколько азербайджанских районов, занятых тогда же, 30 лет назад, переходили под контроль Баку, а Ереван выводил с этих территорий свои войска. То, что в Москве считали большим достижением, в Ереване расценили как сокрушительное поражение Армении и безоговорочную победу Азербайджана. Особенно обидным было то, что торжествовала и многовековой противник Армении - Турция, усилиями которой, в основном Карабах, прежде чем было подписано соглашение, и был занят азербайджанской армией.
Словом, вся эта история стала, как предсказывали многие СМИ, включая «СК», тяжелейшей моральной травмой армянского народа, сковавшего его энергию. Оппозиция назвала Пашиняна предателем интересов Нагорного Карабаха и Армении и стала требовать его отставки. Связанные с этим акции длятся в городах Армении уже три месяца. В конце февраля они резко обострились. Сторонники оппозиции выходят с демонстрациями, установили перед зданием армянского парламента палатки, в которых дежурят круглосуточно, обещая не уходить с площади до тех пор, пока Пашинян не подаст в отставку.
В общем, Никол Пашинян оказался в ситуации, близкой к той, в которой оказался в прошлом году президент Белоруссии Александр Лукашенко, проигравший в августе президентские выборы. Выиграла их Светлана Тихановская, но ЦИК Белоруссии объявил победителем Лукашенко. Белорусское общество версию о победе просидевшего на этом посту уже 26 лет Лукашенко не приняло, выйдя на улицы с требованием о его уходе. Сначала Лукашенко как-то подрастерялся, потом поступили, судя по всему, инструкции из Москвы стоять до конца и не сдаваться. Начался жесткий разгон акций протеста, аресты их участников, избиения ОМОНом кого ни попадя, будь то пионер или пенсионер. Люди, однако, все равно продолжали выходить. И тогда Лукашенко объявил о скорой конституционной реформе, которая изменит структуру органов власти в республике, созыве конституционного собрания, призванного разработать новый основной закон, и не исключил проведения досрочных президентских выборов. В результате ему удалось гражданскую активность заболтать и свести акции протеста на нет: белорусы, решив, видимо, что против лома нет приема, выходить на акции фактически перестали, затаив все эмоции по отношению к самозахвату Лукашенко президентского поста в себе.
Пашинян на митинге в свою поддержку, прошедшем 1 марта в Ереване, заявил, что власть в Армении принадлежит народу, но определенная группа людей пытается ее отобрать. Мы должны сделать все, чтобы этого не допустить. То есть оставить Никола Пашиняна премьер-министром Армении. Еще Пашинян пообещал, что осенью планируется проведение референдума по внесению поправок в Конституцию, которые изменят форму правления в Армении с парламентской на полупрезидентскую. И не исключил досрочных выборов парламента...
Как видим, это один в один почерк Александра Лукашенко, выписанный им из московских инструкций. Первыми конституционную канитель затеяла как раз Москва, проанонсировав, что поправки изменят (перераспределят) полномочия российских органов власти, ну и далее весь джентльменский набор по размыванию запросов общества. В России и Белоруссии конституционный фокус пока сработал, но в Армении вряд ли будет так же. Никол Пашинян с Москвой и Минском не одной крови. На пост премьера он пришел с программой сближения с Евросоюзом, США и НАТО, и есть ощущение, что, предложив ему подписать по сути соглашение о капитуляции и сдаче Нагорного Карабаха Азербайджану, его просто развели, подставив под огонь народного гнева. Усидеть под ним долго будет сложно. Авторам же этой схемы того, вероятно, и нужно - убрать Пашиняна с его прозападной линией. За протестами с требованием его отставки стоят, как говорят, большие кремлевские друзья, экс-президенты Жорж Сарксян и Роберт Кочерян, готовые подхватить власть. И это будет новый виток бурной политической жизни Армении, поскольку к Москве, при чьей союзнической военной поддержке она с треском проиграла войну за Карабах, армяне относятся не намного лучше, чем к Пашиняну.
Юрий КАШИНСКИЙ