Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Сила Любови

   В неженской профессии она была первой среди своих коллег-мужчин

   Всего пять лет работала в Ульяновске скульптор Любовь Турская, и почти 50 лет минуло с тех пор, как она погибла в страшной автомобильной катастрофе на свияжском мосту. Ее имя сейчас помнят немногие, но в творческой, профессиональной среде оно ассоциируется с мастерством высокой пробы. Ульяновский период жизни Турской сравнивают со вспышкой молнии - мощной и очень короткой. О феномене этого яркого художника и человека рассказал сотрудник облгосархива Антон Шабалкин. 19 февраля в архиве открылась баннерная выставка, посвященная 90-летию Любови Александровны.

   Жизнь в глине

   В 1967 году ульяновский искусствовед Наталья Сергеевна Храмцова спросила Турскую: «Почему Вы стали заниматься скульптурой? Не живописью, не графикой, а именно скульптурой?». И Любовь Александровна ответила, не задумываясь: «В живописи все легче, там цвет. А мне хотелось воплотить жизнь, ее разнообразие в серой, тяжелой, одноцветной глине».

   Путь к этой цели был очень непростым, и надо было иметь во всех смыслах недюжинную силу, чтобы добиться своего. После девятого класса Турская поступила в Ворошиловградское художественное училище на отделение декоративной скульптуры. Ее дипломной работой стала метровая статуя «Иван Сусанин». Уже тогда, только на подступах к профессии, ее интересовали только сильные и крупные образы.

   Но Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры ей пришлось брать приступом. Уже после гибели Турской краевед Александр Николаевич Блохинцев записал со слов ее мужа и коллеги Анатолия Ивановича Клюева, как это было:

   «Она приехала поступить в институт имени Репина. А порядок был такой, что из 20 или 30 вновь принимаемых допускалась только одна женщина. А ведь женщин хватает и в Ленинграде, и в Москве. И ее тогда не приняли. Но она устроилась уборщицей и истопницей в этот же институт, надеясь на следующий год поступить учиться. А на следующий год ее опять не приняли, так как нужно было принять дочь или родственницу какого-то крупного художника. Она осталась в уборщицах еще на год, и только уже на третий год ее приняли. Два года тяжелого неблагодарного труда она отдала лишь за то, чтобы учится и стать скульптором. Такое не часто бывает… Она мыла полы, убирала мастерские, носила дрова и топила печи».

   «Углежоги» открыли путь

   Анатолий Клюев и Любовь Турская поженились в 1954 году, еще во время учебы в институте, а в 1960 году, получив дипломы, уехали работать в Свердловск (ныне Екатеринбург).

   Там Любовь Александровна впервые перевела в камень образ, который родился еще в Ленинграде. Мраморный бюст немецкой художницы Ингрид сейчас хранится в Ульяновском областном художественном музее.

   Искусствовед Наталья Сергеевна Храмцова писала: «Однажды Люба зашла в мастерскую живописцев. Там работала девушка, приехавшая на стажировку из Германской Демократической республики. У нее было сосредоточенное, почти самоуглубленное выражение молодого, очень волевого лица, женственного и сильного. Оно поразило скульптора, и здесь же в мастерской Турская начала лепить Ингрид…».

   Но самая мощная работа свердловского периода - «Восстание уральских углежогов». Она была посвящена народному бунту на одном из старейших уральских заводов Демидова в городе Ревде. В 1841 году рабочие, поставлявшие уголь для плавки чугуна и возмущенные обсчетами при приеме их работы, потребовали от хозяина, чтобы меру угля назначили такую же, как на государственных заводах и было «все по справедливости». Вызванные войска стреляли по безоружным людям картечью... На заводской площади остались лежать убитыми 161 человек, в том числе дети. И все-таки своей кровью рабочие добились результата: в 1842 году власти рекомендовали Демидову сменить нормы.

   Через события в Ревде Турская хотела показать первую искру «объединения зарождающегося рабочего класса».

   Блохинцев писал об этой работе: «…отличная вещь – многофигурная композиция с редкостными типами лиц. Это – вещь, которую нельзя забыть, настолько она впечатляет. А какие типы! Какая лепка!».

   В 1965 году скульптура «Восстание уральских углежогов» экспонировалась в Москве на выставке «Советская Россия». Она открыла Турской дорогу в члены Союза художников СССР....

   В Ульяновске

   В декабре 1966 года Турская, Клюев и их маленький сын переехали в Ульяновск. Краевед Александр Николаевич Блохинцев, познакомившись с четой, писал:

   «Самым ярким и крупным явлением в художественной жизни Ульяновска, без сомнения, является скульптор Любовь Александровна Турская – человек исключительного дарования и энергии… Это была высокая, стройная женщина-брюнетка с карими глазами. Гладкие и черные волосы ее прически свободно спускались до плеч, обрамляя ее смуглое лицо. Движения ее были энергичны и порывисты… В Ульяновске Турская «громила» и директора Художественного фонда, и руководство союза художников за непорядки в обеспечении скульптурных работ».

   В Ульяновске Любовь Александровна начала работу над многофигурной скульптурой «Рабочие». Ей отвели помещение в строящемся речном порту. Журналист Щекотова писала: «И пока у нее не было мастерской (а для скульптора-монументалиста это означает безработицу), она, ругаясь с начальником речного вокзала, грозившимся выбросить ее глину, упорно продолжала здесь работать над своими «Рабочими». Ртутный столбик на градуснике не поднимался выше одиннадцати».

   Осенью 1967 года «Рабочие» Турской стали «украшением третьей выставки «Советская Россия», а затем и всесоюзной художественной выставки. Фотография скульптуры печаталась в центральных изданиях. И когда в 1968 году Любови Александровне было присвоено звание заслуженного художника РСФСР, одними из первых ее с этим поздравили начальники и коллектив речного вокзала, где она некогда трудилась над своими «Рабочими». Турская стала первой из ульяновских скульпторов, удостоенной этого звания.

   Судьба этой скульптурной группы долгое время была неизвестна, и только на открытии выставки в архиве сын Турской скульптор Олег Клюев рассказал, что «Рабочих» было решено воплотить в металле. Гипсовую композицию отправили в Ленинград на завод для отливки. Но в помещении, где скульптуру поместили, рухнул потолок.

   Третья многофигурная композиция Турской «Коммунисты», включающая в себя фигуры Ленина, Дзержинского, рабочего и крестьянина, была впервые представлена в декабре 1969 года на выставке «Большая Волга».

   Вот как вспоминал об этом событии Блохинцев:

   «Отлитые из гипса фигуры в рост за несколько часов до официального открытия выставки монтировались в выставочном зале Дома художников, а патинировку их Любовь Александровна заканчивала тогда, когда первые зрители уже входили в зал. Она тогда была страшно уставшей, одетой по рабочему, в брюках, с замаранной физиономией. Перед этим, надо полагать, были две-три бессонные ночи и дни напряженного труда».

   Последним был «Реквием»

   Последней крупной работой Турской стал «Реквием». В 1970 году по инициативе Александра Николаевича Блохинцева было принято решение об установке на городском кладбище достойного памятника на братской могиле воинов, умерших в госпиталях в годы Великой Отечественной войны. Был утвержден макет работы Турской и архитектора Ильдуса Сибгатуллина. Блохинцев вспоминал:

   «К осени 1970 года Любовь Александровна слепила модель «Реквиема» метровой высоты. Модель изображала трех женщин разного возраста, стоявших группой и друг к другу спинами. Одна из них пожилая, другая – среднего возраста, а третья – очень обаятельная, молодая, нежная и беременная. Вот тут я понял всю задумку скульптора и сказал, что это очень удачно.

   Турская сказала при этом, что Художественный совет порекомендовал ей убрать беременность третей женщины, а она не согласна с этим предложением...»

   Вскоре приступили к изготовлению 3-метровых фигур для памятника. Блохинцев, бывший частым гостем в мастерских Турской и Клюева, попросил разрешения Любови Александровны сфотографировать ее за работой над «Реквиемом». Она согласилась, и 6 июля 1971 года фотограф Сазонтов сделал несколько снимков, которые стали последними. Через девять дней случилась страшная трагедия, которая оборвала жизнь Любови Турской.

   15 июля 1971 года около семи часов вечера супруги возвращались домой на такси. Любовь Александровна села рядом с шофером, Клюев - сзади, где уже сидела молодая пара, жених с невестой. В районе трамвайной остановки «Хлебозавод» грузовая машина, внезапно выехавшая на встречную полосу, на большой скорости подмяла под себя такси. Погибли шофер такси, один из молодой пары, сидевшей сзади, и Турская. Ей было всего 40 лет. Анатолий Иванович выжил, но провел в больнице около полугода. Шофер, совершивший убийство, как выяснилось, был сильно пьян. По воспоминаниям очевидцев, только милиция его спасла от жестоких побоев людей, оказавшихся на месте трагедии. Похороны Любови Турской собрали не менее двух тысяч человек. Ее лицо было прикрыто покрывалом...

   В большой скульптуре «Реквиема» она успела вылепить только голову старой женщины. На молоденькую беременную (эту беременность Турская все-таки отстояла) жизни не хватило. Анатолий Иванович, едва оправившись от болезни, сам завершил эту работу. Но в итоге признал, что силы, красоты и идеи, которую вкладывала в «Реквием» его жена, там не было. Но косвенно дело Любови Турской завершил ее сын - скульптор Олег Клюев. Именно его работа заняла место «Реквиема» на братской могиле.

   Продолжение

   По мнению Блохинцева, в творческом дуэте Турской и Клюева ведущая партия была несомненно у нее. Однажды краевед застал обоих супругов в мастерской Клюева: «Любовь Александровна, живая, высокая, в рабочем костюме, очень резкими и верными движениями рук и стека корректировала, подправляла работу мужа. Срезая стеком сырую глину со скулы бюста, она ее быстро перемещала на другое место и тихим укоряющим голосом говорила мужу: «Ты что уж! Не видишь, что ли?».

   Памятник Ульянову торжественно открыли у здания педагогического института вскоре после аварии на свияжском мосту. Анатолий Иванович на торжестве не присутствовал – он лежал в больнице в тяжелом состоянии.

   Позже ему пришлось завершать работу над одной из самых известных скульптур, созданных его женой. В конце 60-х годов Любовь Турская создавала образ Героя Советского Союза Александра Матросова. В 1968 году было принято решение воплотить именно ее скульптурный эскиз в памятник герою. Модель была увеличена до необходимых размеров и в 1970 году отправлена на отливку на завод художественного литья в подмосковные Мытищи. Готовый памятник Любовь Александровна не увидела. Он был открыт 20 мая 1972 года на территории Ивановского детского дома.

   Анатолий Клюев прожил долгую жизнь, стал заслуженным художником России, преподавал в УлГУ. Его памятники и мемориальные доски хорошо известны жителям Ульяновской области. Он ушел из жизни 18 ноября 2020 года.

   Олегу Клюеву было всего 10 лет, когда погибла его мама. Последней завершенной работой Любови Александровны стал автопортрет с сыном Олегом, созданный в начале июля 1971 года.

   Сын пошел по стопам родителей: учился в Ленинграде и стал скульптором. Пожалуй, самая известная его работа – памятник основателю Симбирска Богдану Матвеевичу Хитрово на Венце.

   На открытии выставки в архиве Олег Клюев сказал, что детство с отцом и матерью было самым счастливым временем его жизни. В память о родителях он планирует на следующий год устроить выставку их работ.

   Записала Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА

   PS

   На выставке в госархиве представлены фотоматериалы из личного фонда Л.А. Турской: документы, газетные публикации, связанные с её жизнью и творчеством.

   Экспозиция будет работать до 5 мая 2021 г.

  Экскурсии проводятся по предварительной записи по телефону: 73-56-03

   Фотография предоставлена Ульяновским облгосархивом