Официальные лица России намекнули, что, если Евросоюз не хочет иметь с нами дело, то нам надо быть готовыми к разрыву с ним отношений. Другого, дескать, ничего не остается.
Об этом в телеинтервью заявил министр иностранных дел Сергей Лавров. Мы-то, мол, стремимся к общению с Европой, к развитию взаимовыгодных связей, но они утверждают, что Россия взяла курс на отчуждение и как бы не видят в сотрудничестве с нами смысла. Ну что ж, если не хотят, мы все связи свернем и будем стремиться к самодостаточности во всех сферах. Так же, как достигли ее в военной сфере. Это я пересказываю слова Лаврова. Ему вторил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, сказав, что новые санкции против России, которые анонсировал Брюссель, вынудят нас разорвать с ними отношения. Если безумие возьмет верх, как выразился Песков. Не без изящества, надо отметить.
Но и слова Лаврова, и слова Пескова являются по сути понтами и кривляньем, поскольку отношений с ЕС по сути давно уже нет. Еще с 2014 года, когда Москва в нарушение международных соглашений присоединила Крым и влезла в Донбасс. Этих отношений и раньше-то практически не было, а сейчас осталось только наше членство в разных европейских организациях. Таких, к примеру, как Совет Европы, куда с удовольствием ездит на заседания депутат Госдумы Петя Толстой, являющийся главой нашей делегации. А в Европе хорошо, уютно и комфортно. Продуктов питания, вкусных и качественных, ввоз которых к нам Москва запретила, опять же много, и Петя вместе с «коллегами» имеет возможность этими продуктами каждый раз затариваться. В случае чего и Лаврову с Песковым по дружбе купит и служебным самолетом привезет.
Разрывать такие отношения с Евросоюзом нашим было бы, думаю, жаль. Толстой будет скучать без Парижа и Страсбурга, а у Пескова в Париже и вовсе живет дочь, так что и столица Франции для него, как дом родной. А у Лаврова дочь живет в США, и ссориться с Западом ему вроде бы тоже ни к чему.
А вот какие отношения с Европой точно есть, так это снабжение Старого света энергоносителями - газом и нефтью. Может, их разорвать и перестать разбазаривать природные богатства России? Но подобный демарш будет аналогом рубки себя серпом по одному месту. Нашим бонзам, вероятно, в страшном сне такое только может присниться, ведь это означает остановку текущей в их руки реки долларов и евро, на которые они благоденствуют, строят гиперракеты и разбрасывают свои понты. И они должны быть в ужасе от мысли, что Европа в качестве санкций откажется от покупки наших углеводородов, после чего прекратятся понты и останется, как в сказке Пушкина, лишь разбитое корыто. И даже, если лавровы-песковы сами объявят о разрыве отношений, тайно все равно будут кататься в Париж к детям и за жратвой, а россиянам будут рассказывать, как сурово наказали Европу.
Андрей СЕМЕНОВ