О том, что разгоном последних демонстраций нарушается конституционное право граждан на мирные собрания и протесты, не говорит сейчас только ленивый, но Конституция нарушается и в более серьезных вещах. Сомнение вызывает правомерность многих внесенных в Конституцию поправок, но главная из них - об обнулении президентских сроков - на практике, похоже, неприменима категорически.
Напомню, в чем казус. До исправления Конституции президент мог занимать должность два срока подряд. Затем пропускать, скажем, один срок, а потом снова избираться и снова, если пожелает и если изберут, на два срока. По этой конструкции Владимир Путин во главе России находится уже четвертый срок - с пропуском периода 2008-2012 годов, когда обязанности президента исполнял Дмитрий Медведев. После исправления Основного закона одно лицо может занимать должность президента только два срока, неважно, подряд или не подряд. Но для действующего президента и бывшего сделано исключение - им предоставлено право избираться еще на два срока - без учета времени уже проведенного на этой должности. И вот тут зарыта, на мой взгляд, мина, способная в будущем взорваться и засыпать россиян обломками государственного здания.
Сделанное исключение противоречит статье 6 Конституции, пункт 2 которой гласит: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». То есть если право после двух сроков баллотироваться вновь кому-то в стране дано, его должны иметь и все остальные граждане России, кроме признанных судом недееспособными, и кроме лиц, находящихся в заключении по приговору суда. Выборочное же предоставление этого права является попранием конституционного принципа равенства граждан России. Кроме этого, такая льгота отдельным лицам, в нашем случае двум, противоречит еще и статье 32 Основного закона. В частности, ее пункту 2, которым устанавливается, что «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». И пункту 4 той же статьи, гласящему, что «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Все граждане равное право.
Статья 6 входит в 1-ю, статья 32 - по 2-ю главы Конституции. 64-я статья, последняя во 2-й главе, определяет, что ее положения «составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституции». Эти две первых главы относятся к так называемым неприкосновенным и могут быть изменены только созывом Конституционного собрания, разработкой и принятием новой Конституции. И никак иначе. И пока этого не произошло, правовой статус личности в России остается неизменным и равным для всех. Без каких-либо исключений. Еще фундаментальней звучат гарантии для 1-й главы, в которую входит, повторюсь, статья 6. Заключительная, 16-я, статья этой главы гласит: «1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. 2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации».
Вот почему оппоненты поправок называют произошедшее госпереворотом: нарушение положений 6-й статьи противоречит основам конституционного строя и потому ничтожно. Но нарушение это еще не произошло, оно произойдет, если поправка об обнулении президентских сроков будет применена на практике. Из теоретической возможности, иначе говоря, превратится в реальную жизнь. Тогда это может быть расценено как узурпация. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (пункт 4 статьи 3 Конституции РФ).
Шанс быть обвиненными в подготовке такого преступления в будущем, скорее всего, и возникнет у группы лиц, организовавших внесение в Конституцию антиконституционных поправок. Это - рабочая группа во главе с депутатом Госдумы Павлом Крашенинниковым. Госдума во главе с председателем Вячеславом Володиным. Совет Федерации во главе с председателем Валентиной Матвиенко. Члены Конституционного суда, давшие на поправки положительное заключение. Ничего не грозит лишь Центральной избирательной комиссии, ее главе Элле Памфиловой и избиркомам в регионах, поскольку голосование за поправки было внесистемным, избирательным законодательством не регулировалось, повлиять ни на что не могло и не повлияло. Было, в общем, чем-то вроде кружка «Умелые руки».
Василий МЕЛЬНИК