Есть сомнение, что губернатор Морозов читает релизы своей пресс-службы, под которыми стоит его подпись. А среди них попадаются замечательные в своем роде. Вот этот, выпущенный в конце минувшего года, озаглавлен так: «25 декабря – День ввода войск в Афганистан». Неужели пресс-служба подсунула губернатору на подпись текст, напоминающий о скорбной дате, прямым следствием которой стали гибель 15 тысяч наших соотечественников и от миллиона до двух миллионов афганцев, бойкот Олимпиады в Москве и статус «империи зла» для СССР вплоть до горбачевской перестройки? Вовсе нет. Релиз выдержан в ура-патриотическом стиле. Это тот редкий случай, когда стоит привести этот текст почти целиком.
«Уважаемые воины-интернационалисты! На рубеже 70-80 годов в условиях существовавшего тогда в мире глобального противостояния двух социально-политических систем наша страна ввела в Афганистан ограниченный контингент воинских подразделений. С этим соседним государством действовали договорные отношения, предусматривавшие подобную помощь афганскому народу.
Этим мерам предшествовали события, когда в восточной стране был убит глава государства, а новое правительство начало политику репрессий, сворачивания демократических реформ. Возникла реальная опасность, что на южной границе Советского Союза утвердят свои позиции враги нашей страны и появятся их военные базы, неся прямую угрозу не только республикам Центральной Азии, входившим тогда в состав СССР, но и непосредственно России. В ответ на обращение о помощи, последовавшее от несогласных с курсом новых лидеров страны, в Кабул отправился советский десант. Народная власть была восстановлена.
Почти десять лет наши относительно небольшие по численности войска успешно воевали с собравшимися со всего мира, хорошо обученными и снабженными оружием нового поколения отрядами террористов. Были одержаны блестящие победы, вошедшие в историю воинского искусства. Ветераны тех незабываемых битв передают сейчас свой бесценный опыт молодежи.
Вечная слава и память защитникам Отчизны! Их имена и подвиги мы никогда не забудем…».
Очевидно, что текст выдержан в стиле советской пропаганды и как будто списан с передовицы «Правды» периода густого брежневского застоя. Все идеологические штампы на месте: «противостояние двух систем», «ограниченный контингент», «враги на южной границе», «помощь афганскому народу», «в ответ на обращение» и т.д. Новое время отразилось только в том, что моджахеды, или душманы, названы террористами, хотя исламский терроризм во многом стал именно следствием афганской войны. Поэтому если и гордиться, то не вводом войск в Афганистан в декабре 1979 года, а их выводом в феврале 1989 года.
Стоило бы порекомендовать автору этого текста обратиться хотя бы к статье в Википедии, чтобы узнать, что Афган называли «вьетнамской войной Советского Союза». За резолюцию Генассамблеи ООН с призывом вывести войска проголосовали представители 104 стран (против – только 18), что значит, что практически все мировое сообщество осудило решение о вводе войск. Это была авантюра, поскольку престарелые коммунистические вожди пожелали насадить социализм в феодальной стране с родоплеменной общинной организацией, помочь Афганистану «перепрыгнуть из феодализма в социализм». Это противоречило даже учению классиков марксизма, под чьими портретами все они сидели. Решение о вводе войск приняли келейно три человека – председатель КГБ Андропов, министр обороны Устинов, министр иностранный дел Громыко. Никакие экспертные оценки, никакие «политологические» прогнозы их не заботили. В частности, против ввода войск выступали начальник генштаба СССР Огарков, видные военачальники Ахромеев и Варенников, а также политики Косыгин, Примаков и другие. Но «три толстяка» из Политбюро во главу угла поставили сиюминутную и сомнительную политическую выгоду, а получили политический гнойник, который нарывал более девяти лет, и международную изоляцию.
Говорите, «был убит глава государства»? В Афганистане шла гражданская война: к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана, ей противостояла исламская оппозиция. К тому же внутри НДПА шла внутривидовая борьба: правитель Тараки был смещен и затем убит своими же, на его место пришел Амин, вот его-то и в свою очередь и убили советские спецслужбы в результате штурма его дворца, а потом посадили во главе страны марионеточного правителя Бабрака Кармаля. Короче, Брежнев с Андроповым отомстили за дорогого друга Тараки. Так про убийство какого главы государства говорит автор релиза?
«Успешно воевали» и «народная власть восстановлена»? Несмотря на все усилия советской стороны и армии Демократической Республики Афганистан, как оказывается, численность формирований оппозиции, то есть тех самых моджахедов, ежегодно росла, и в 1986 году (на пике советского военного присутствия) они контролировали две трети территории Афганистана. Вывод войск стал признанием этого факта. Эхо той войны еще не утихло, ее энергия не иссякла, гражданская война продолжается, и сегодня эту кашу расхлебывает Запад (коалиционные войска Северного альянса), с тех пор как после 11 сентября США начали военную операцию против талибов. Так что «народная власть» так и не была восстановлена, и сегодня это пытается сделать западная коалиция, похоже, так же безуспешно.
«Блестящие победы, вошедшие в историю воинского искусства», наверное, были. Реальная война учит искусству этой самой войны. Тут поневоле практикуешь военные навыки, чтобы выжить и победить. Девять лет войны наверняка помогли освоить тактику боя в горах. Но и противник учился. Причем для противника эта война была «отечественная», а вот какую такую Отчизну защищали в Афганистане воины-интернационалисты, непонятно. Отчизне оставались считанные годы до развала, и развал СССР, как полагают политологи, случился во многом вследствие афганской авантюры.
К вопросу о блестящих победах. Военный журналист Вячеслав Измайлов, корреспондент «Новой газеты», вспоминает, как видел мужчину-афганца, сидящего перед шестью одинаковыми холмиками земли. Это человек потерял всех шестерых детей в результате налета советской авиации. А я лично слышал рассказ подвыпившего «афганца» про то, как происходила зачистка кишлаков: в дом бросали гранату, потом внутрь входили бойцы и «зачищали» все живое, если оно там осталось. Есть ли внутри женщины, дети или старики, никого не волновало.
Афган – это не только тысячи молодых советских ребят, которые могли бы жить и сейчас. Это и сломанные судьбы, так называемый афганский синдром, как результат психологической травмы. Об этом хорошо говорится в фильме 1991 года «Нога»: воин-афганец в исполнении Ивана Охлобыстина потерял в Афгане не только ногу, но и смысл жизни. Он возвращается к месту боев только для того, чтобы покончить с собой.
Но война не только калечит характеры, но и выковывает их. Боевое братство, очевидно, не пустой звук. Военная дружба – это дружба на века, она проверена кровью. Война выявляет и проявляет лучшие (и худшие тоже) человеческие качества. В этом смысле война – великий упроститель: черное – белое, наши – «духи», тут мы – там враг. Именно поэтому многие воины-«афганцы» (а потом «чеченцы») не смогли найти себя в мирной жизни, полной полутонов, и стремятся вернуться на любую войну, где они обретут привычную искренность и прямоту. Это явная психологическая уязвимость, неспособность адаптироваться к постоянно меняющейся реальности. Какой «бесценный опыт» могут передать эти люди молодежи? Как стрелять, метать гранаты, зарываться в окопы, умирать? Как искать врага? Как закрывать глаза на многообразие мира и отношений в нем? И про какую «вечную славу и память» говорит нам текст безымянного пропагандиста за подписью губернатора, если вплоть до 1987 года цинковые гробы с телами погибших хоронили почти в тайне, а на памятниках запрещалось указывать, что солдат погиб в Афганистане? В этом смысле урок не выучен: так же воровато, бесславно, даже безымянно хоронили четверть века спустя военнослужащих, погибших в другой военной авантюре – в Донбассе.
Автора релиза наверняка не волнует и экономика афганской войны, ибо ее стоимость была настолько поразительна, что в СССР эти данные не публиковали. А ведь на поддержку кабульского просоветского режима из бюджета СССР ежегодно тратилось 800 миллионов долларов, на содержание 40-й армии и ведение боевых действий еще от 3 до 8,2 миллиардов долларов США. И был ли «ограниченный контингент» ограниченным, если с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в Афгане прошли военную службу 620 тыс. человек?
Автор распространенного текста – человек, наверняка, молодой, не живший в СССР времен афганской войны, а также нелюбопытный, потому что из множества источников он выбрал самый кондовый, таким же совковым получился и релиз (интересно, насколько солидарен с ним губернатор). Зато этот пиарщик держит нос по ветру. Дело в том, что в 1989 году Съезд народных депутатов СССР принял постановление, которым осудил решение о вводе войск в Афганистан политически и морально. Теперь в России дуют другие ветры, и два года назад Госдума (с подачи бывшего ульяновского губернатора Шаманова) признала это постановление «не соответствующим принципам исторической справедливости». Логично: где Крым, там и Афган (и наоборот). В обоих случаях последствия просчитывать никто не удосужился. Как и последствия официальных поздравлений с днем ввода войск в иностранное государство.
Сергей ГОГИН