Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Пустоши России

   Наряду с другими регионами России атакам ледяных дождей подверглась нынешней зимой и Псковская область. Ее эти дожди терзали чуть ли не неделю, захватив конец декабря - начало января.

   Псковщине досталось, кажется, даже сильнее, чем до того Приморью. Линии электропередачи под грузом льда и снега оборвались по всей области, и около тысячи населенных пунктов, как передали федеральные СМИ, остались без света. На ликвидации ЧП было задействовано больше сотни бригад энергетиков, в том числе из других регионов России. Восстановление электроснабжения длилось больше недели. А весь этот коллапс - около двух недель, которые жителям должны были показаться адом, ведь газа в этих населенных пунктах, как и по всей России, думаю, в основном нет, и пищу люди готовят на электроплитках. И вообще почти вся жизнь там связана с электроэнергией.

   Но по ходу этой эпопеи я обратил внимание вот еще на что. Когда сообщили о тысяче населенных пунктов, пострадавших от стихии, сказали, что проживает в них порядка 16000 человек, которые и остались без света. 3 января передали, что устранение последствий ледяных дождей идет своим чередом, и что восстановить электроснабжение осталось в 300 селах и деревнях с общим числом проживающих 5000 человек. 4 января без света сидели уже только 40 населенных пунктов с 600 жителями. Трудно не заметить в этих цифрах печальную закономерность: 16000 жителей в тысяче деревень - это значит, что в среднем в псковских деревнях живет по 16 человек. О том же говорят и 5000 жителей на 300 населенных пунктов, и 600 человек на 40 деревень. И пострадала, видимо, вся сельская половина Псковской области, то есть 16000 человек - это все, что в ней осталось.

   Другими словами, села псковщины представляют собой сегодня стопроцентные руины, в которых домучиваются свой век те, у кого нет сил и средств перебраться куда-нибудь в более оживленное место. Псковщина и при советах-то не была в передовиках, но добили ее, конечно, последние 20 лет, превратив, еще в конце ХХ века живые, деревни и села в те нынешние тени, на которых и обрушились ледяные дожди. И удивительно то, что в двух шагах от них, через границу, лежат благоустроенные Латвия и Эстония, их аккуратные села, их отличные дороги, их замечательный общепит, где можно недорого и вкусно поесть - сразу же, как только оставишь позади Псковскую область.

   В 80-х годах прошлого века я был в Приморье, во Владивостоке, выезжал за его пределы - в частности, в город Уссурийск. Во время поездки отметил заброшенность, деградацию всего, что было не Владивостоком, в том числе Уссурийска. Старые, черные избы, покосившиеся заборы, отсутствие дорог, бурьян прямо посреди упомянутого Уссурийска, не говоря уж о деревнях. Все это я объяснил тогда удаленностью Приморья от европейской России, Москвы, Европы, цивилизации и отсутствием стимула как-то налаживать жизнь. Но это, оказывается, не зависит от географии, ведь Псков почти Европа, и все равно развал. На этот раз какой-то фундаментальный и совершенно безнадежный. И это ведь не только на псковщине.

Андрей СЕМЕНОВ