В Европе и у нас подходы к этому разные, чуть ли не прямо противоположные.
На большой пресс-конференции 17 декабря президент России Владимир Путин на вопрос, будет ли он делать прививку против коронавируса вакциной «Спутник V» сказал, что в первую очередь вакцинируются медики, учителя и другие представители групп риска, а такими, как он (65+), вакцинация пока не показана. Но когда вакцинация доберется и до него, он обязательно это сделает, заключил президент.
В последней декаде декабря партия «Спутника» была доставлена в Аргентину, где, узнав, возможно, что вакцина предназначена только для людей в возрасте до 60-ти лет, удивились и спросили, а как же старики, которых у нас в Аргентине много? Через несколько дней после триумфального прибытия «Спутника» в Аргентину глава Минздрава России Михаил Мурашко сообщил, что разработчики вакцины провели испытания и доложили, что прививать ею можно и людей старше 60 лет. Так что, мол, аргентинцы могут не волноваться.
В Великобритании первая прививка американо-германской вакциной «Пфайзер» была сделана 82-летней обитательнице одного из домов престарелых. Премьер Борис Джонсон присутствовал при этой процедуре и с восторгом поведал СМИ, как старушка сказала, что если это нужно Англии, она готова быть первой вакцинированной. В британские дома престарелых вакцину решили, как оказалось, поставить прежде всего, поскольку пожилые люди в особой группе риска. Они и болеют тяжелее, и летальность среди них гораздо выше, чем среди молодых и относительно молодых.
Королева Елизавета II тоже в этой группе - ей идет 95-й год, а ее супругу, принцу Филиппу, - 100-й. Но они в первую очередь на вакцинацию не попали, поскольку живут не в доме престарелых, а в своем дворце, уединенно, и имеют меньшие шансы заразиться коронавирусом. Среди первоочередных еще медики. Такой же порядок вакцинации заявлен и в других европейских странах: сначала стариков в домах престарелых, потом представителей этой же категории, проживающих в своих домах или квартирах, и медиков, а там и всех остальных.
Я думаю, что этот порядок говорит больше, чем все остальное о безопасности вакцины. Подставлять под неведомое старшее поколение не рискнет ни компания - производитель «Пфайзера», чья репутация в случае чего попадет под сильнейший удар, ни правительства европейских государств, напрямую зависящие от настроения избирателей. Еще это говорит, видимо, о том, что основная доля высокой смертности от осложнений инфекции приходится там именно на очень старых людей, не 65+, а старше 80 лет. Их из-за высокой продолжительности жизни в Европе очень много, как и домов престарелых, в которых они очень часто доживают свою жизнь. Третье, о чем свидетельствует европейский подход к вакцинации, это то, что они реально стремятся защитить стариков от угрозы заражения. На мусоление нашим телевидением темы аллергических реакций или головокружений, имевших место от инъекций «Пфайзера», можно не обращать внимание. Головокружение, потеря сознания могут быть и от простого обезболивающего укола при лечении зуба. Неслучайно же врач, сделав укол, всегда спрашивает: «Голова не кружится?».
О чем свидетельствует наш подход к вакцинированию, когда стариков от вакцинации сначала отодвинули, а потом спохватились и добавили и их к прививочной кампании, повторюсь, непонятно. О сомнениях властей в надежности и безопасности вакцины и равнодушии в связи с этим к судьбе россиян моложе 60 лет, которые от такой прививки могут пострадать? Или напротив - об уверенности в качестве нашей вакцины и равнодушии уже к судьбе стариков, которым вакцинирование фактически все равно не делается, несмотря на слова министра Мурашко, поскольку вакцины для россиян кот наплакал. Она отправляется на спасение аргентинцев, в Венесуэлу, которая в первом квартале запланировала закупить 10 миллионов доз, в Белоруссию. Судя по отношению у нас к старшему поколению, скорее поверишь в последнее. А ведь и в России тьма таких домов престарелых, в которых без элементарных удобств мучаются сотни тысяч стариков. Располагаются эти дома зачастую в деревнях, где в них нет ни горячей воды, ни теплых туалетов, и где они периодически горят. Вместе со стариками, как это произошло недавно в башкирской деревне: из 14 постояльцев дома престарелых 11 погибли в огне. В общем, и простая прививка может стать предметом для размышлений. Самых разных.
Сергей КУЗНЕЦОВ