Ряд российских политологов все настойчивей продвигает версию о том, что Владимир Путин скоро уйдет с должности президента (намекая при этом на какие-то «обстоятельства неодолимой силы»), и в верхах вот-вот начнутся «смотрины» кандидатов в президентские преемники.
Особенно упорно на этой версии стоит доктор исторических наук, до недавнего времени профессор Московского государственного института международных отношений (МГИМО), уволенный из-за его политических взглядов, Валерий Соловей. Он называет и фамилии нескольких возможных претендентов. Среди них - нынешнего председателя правительства России Михаила Мишустина, министра обороны Сергея Шойгу, главы «Роснефти» Игоря Сечина, крайне влиятельного, как считает Соловей, и убежденного, что достоин президентского кресла. Не сбрасывает со счетов экс-профессор МГИМО и бывшего премьера Дмитрия Медведева. Сейчас на него махнули рукой как на слабого политика, но эта слабость, по мнению Валерия Соловья, одновременно и его сила. Когда претенденты и их кланы, деля под ковром Кремль, перегрызутся, Медведев может оказаться компромиссной фигурой, которая устроит всех.
И действительно, кроме Сечина, все перечисленные в последнее время резко активизировались. Мишустин так уже как будто заменил президента и теперь везде. Проводит видеосовещания, едет на Дальний Восток, Чукотку, в Мурманск и Ростов-на-Дону. Награждает деятелей культуры и здравоохранения, вручая отличившимся в том числе государственные ордена, что является вообще-то исключительной прерогативой главы государства. Почти ежедневно извещает публику о выделении бюджетных средств на то и на другое, на пятое и десятое. При этом Путин скромно довольствуется ролью человека на видеосвязи, излагающего какие-то вводные и общефилософские вещи.
Оживился и Шойгу. Государственные СМИ сообщили вдруг, что он еще и писатель, только что издавший книгу воспоминаний под названием «Про вчера». Показали его и с кистью перед мольбертом, поскольку выяснилось, что Сергей Кужугетович и живописец тоже. А книжки перед выдвижением на высокие посты - это как бы традиция. С воспоминаний начал восхождение на кремлевские вершины Борис Ельцин. И Владимир Путин перед выборами выпустил книгу воспоминаний.
Разактивничался и Медведев, усиленно напоминающий о себе, полузабытом. Он высказывается за выплату россиянам так называемого безусловного дохода, то есть регулярно энной суммы в руки каждому. И пенсионерам - помимо пенсии. Выступает за выдачу больным лекарств по рецептам бесплатно. Ратует за предвыборную (в Госдуму) программу, которая, на его взгляд, должна быть составлена из предложений рядовых россиян.
Конечно, все это, как у нас часто и бывает, может оказаться отвлекающими маневрами, маскировкой, туманом. Если верить тому, что власть в России контролируется силовиками, вряд ли им нужен Михаил Мишустин в качестве президента. Он выскочка, назначенный Владимиром Путиным по излюбленному им принципу выдвигать на пост премьера человека, которого никто в этой должности не ожидает. Но пока есть Путин, кто в каком кресле сидит, большой роли не играет. Другое дело - должность президента, при получении которой во вчерашнем скромном ставленнике могут проснуться личные амбиции, а это опасно. Амбиции Сергея Шойгу, несмотря на перо и кисть в руках, уже видны невооруженным взглядом, и те силовики, которые в тени и у которых сейчас реальная власть, его кандидатуре, скорее всего, тоже воспротивятся. Между прочим, называется и еще одна фамилия, вполне укладывающаяся в разряд неожиданных. Это Дмитрий Патрушев, сын экс-директора ФСБ, в настоящее время секретаря Совета Безопасности Николая Патрушева. Некоторое время назад он стал вдруг министром сельского хозяйства РФ. Может, это трамплин для взятия Кремля? Силовиков Патрушев-младший, во всяком случае, точно бы устроил.
Юрий КАШИНСКИЙ