Об удорожании товаров, в том числе продуктов питания, можно сообщить по-разному. Можно, сказав об этом, поставить обоснованность повышения цен под сомнение. А можно его оправдывать, как и делают периодически телеканалы, действуя по сути с производителями и торговлей заодно.
Вот одна из местных телекомпаний рассказывает о росте цен на сахар и растительное масло. Показывает забитые тем и другим полки супермаркета и включает в эфир «экспертов», которые объясняют, почему происходит повышение цен. Например, на сахар. В прошлом году урожай сахарной свеклы выдался высоким, цены на нее упали, и хозяйства несли убытки. В нынешнем году они даже не хотели свеклу сеять, но облправительство предоставило свекловодам целевые субсидии, и у нас снова хороший урожай этой культуры, за счет которого производители решили компенсировать прошлогодние убытки. В связи с чем, дескать, и повысили цены на свеклу.
Но население не должно волноваться, подхватывает журналист, поскольку Цильнинский сахарный завод имеет огромные запасы сырья, которые полностью покрывают потребности области в сахаре. С подсолнечным маслом ситуация еще лучше, так как и площади под подсолнечником большие, и урожай хороший. Масла будет достаточно, но оно тоже будет дорожать. Потом ситуацию с ростом цен комментирует руководство одной из торговых сетей, сообщая, что сейчас товар получен по такой-то отпускной цене, в последующем она, к сожалению, будет расти, а вслед растет и розничная цена. Но откуда представитель сети это знает? И вообще откуда он знает, что будет в ближайшие месяцы? Гадалка нагадала?
Какая-либо логика в этих «успокоительных» рассуждениях отсутствует начисто. То, что в прошлом году был богатый урожай сахарной свеклы, и цены на нее упали, и поэтому они при нынешнем, тоже богатом, урожае будут расти, чтобы компенсировать прошлогодние убытки от богатого урожая, звучит как экономический абсурд. Просто как дичь, и вопрос-то тут, скорее уж, стоит так, что происходящим с ценами на продовольствие при обильном урожае сельхозкультур должна бы заинтересоваться антимонопольная служба. Все это похоже на сговор как производителей, решивших подсобрать с потребителей деньжат и покрыть убытки прошлых лет, так и торговли, сшибающей под шумок свою долю сливок. И кстати уж, и государственных СМИ тоже, поддакивающих производителям и торговле и вешающих лапшу на уши покупателей.
Оформился уже, по-моему, такой прием: СМИ сообщают о предстоящем росте цен на что-либо, называя и примерные проценты, на которые цены повысятся. И всегда эти пресловутые эксперты, как рояль в кустах, появляются и обосновывают будущий «рост». Называя что-нибудь типа низкого урожая какао бобов в Конго или кукурузы в сельскохозяйственных штатах США, переживших засуху. Или, как у нас, виноват высокий урожай сахарной свеклы и подсолнечника, вызвавший рост цен на сахар и подсолнечное масло. После этого заинтересованные лица могут смело повышать цены, ведь по телевизору сказали, что они вырастут, вот они и выросли. Приемчик, надо сказать, довольно подленький.
Андрей СЕМЕНОВ