В последние годы экономическая нестабильность в государстве и системное обнищание населения в стране, обладающей 40 процентами мировых богатств, указывает на необходимость перемен и изменения общественно-политической жизни.
"Верхи не могут, низы не хотят" - это аксиома рождения протестной ситуации, которая опять движется в сторону России, но на этот раз - с Дальнего Востока. В период правления Ельцина в России были запущены катастрофические разрушительные процессы буквально во всем: от экономики до младенческой смертности. Перечислять их довольно долго, но сегодня их ощущает каждый.
Россия велика и богата. Но жить в ней стыдно, считают ежегодно покидающие страну граждане - столь безысходна бедность.
Нет никаких объективно внятных и научно обоснованных причин, почему 90 процентов россиян должны жить в состоянии нищеты и застойной бедности. Нет причин для неуклонного роста энерготарифов энергомонополий на тепло (которое сегодня протаскивается в стране при комбинированной выработке тепловой и электрической энергии на ТЭЦ под тарифной аферой "альтернативная котельная"), электроэнергию и цен на продукты питания и медикаменты, топливо, бензин и коммуналку-ЖКХ, поборов на капремонт и на транспорте. Нет объективных причин для постоянного роста налогов, сборов и поборов и с несырьевого бизнеса. Налоговая нагрузка на среднестатистическое предприятие в России в пять-восемь раз выше, чем в США. И поэтому у отечественных предприятий не большие шансы нормально функционировать и развиваться с такой налоговой петлей на шее и такой высокой волатильностью национальной валюты. Чрезмерная неустойчивость курса рубля роняет качество жизни простых людей, оплачивающих «банкет» энергомонополий, торговых и сырьевых олигархов и экономические ошибки правительства.
А налог в стране на среднестатистическое жилье, гараж, автомашину - вообще с юридический точки зрения экономической абсурд. Ведь деньги, на которые граждане покупали это имущество, уже облагались налогом в виде НДФЛ. Повышение ставки НДФЛ с 13 до 15 процентов для тех, кто зарабатывает свыше 5 млн рублей в год, коснется в пределах 100 тысяч человек, и это воспринимается, как насмешка.
И глядя на все это, наиболее активная молодежь уезжает - она не хочет связывать свое жизненное будущее и уж тем более пенсионный возраст с Родиной - хотя, казалось бы, "дым отечества нам сладок и приятен". В ходе недавнего опроса ВЦИОМ выяснилось, что навсегда покинуть Россию хотели бы более трети соотечественников в возрасте от 18 до 40 лет, и речь здесь прежде всего идет об утечке «мозгов», а не «мускулов».
При позитивном росте благосостояния населения, которого нет уже в течение шести лет, недостатки системы были бы не так очевидны, но когда каждый шестой в стране, даже если он и работает и, как вынуждена была признать Ольга Голодец, заместитель председателя правительства Российской Федерации (с 21 мая 2012-го по 15 января 2020 г.), в нашей стране существует уникальное явление: работающие бедные, а это довольно-таки сильная база для нелюбви к власти. Да и предшествовавший правительственный блок своими наиболее яркими антинародными инициативами, такими, как увеличение налога на НДС и пенсионная реформа, усугубил этот негатив. Пенсионной реформы, о которой президент России Владимир Путин на встрече с медиками в октябре 2005 года говорил: "Если вы имели возможность послушать то, что я говорил недавно в прямом эфире по телевидению, то знаете: я как раз против того, чтобы поднимать пенсионный возраст. И повторяю - пока я президент, это решение не будет принято". Нарушение этого обязательства, я считаю, разорвало контракт народа с властью.
«Настроение россиян действительно в последнее время приобрело преимущественно негативные окраски, - говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, - и неприятие бедности отступает перед неприятием беззакония».
Народ зол, раздражен, обнищал и не видит никакой перспективы для себя в ближайшем будущем. Стихийный выход 35 тысяч (или больше?) людей на улицы Хабаровска четко показал вектор движения.
Чтобы узнать, ради кого существует государство, необходимо узнать, кому оно, государство, выгодно.
Forbes (рус.«Форбс») - американский финансово-экономический журнал, одно из наиболее авторитетных и известных экономических печатных изданий в мире, сообщает: состояние российских миллиардеров выросло за время пандемии в России на 62 млрд долларов, до 454 млрд долларов.
Если в государстве в период спада и деградации экономики находятся люди, которые в этот период обогащаются, значит государство создано ими для себя, и подачка в 10000 рублей семьям с детьми на фоне прощенных долгов Россией странам-заемщикам выглядит смешно.
Более 140 млрд долларов Россия простила странам-заемщикам за последние 27 лет при годовом бюджете России в 304 млрд. долларов.
И стыдно за державу, когда по федеральным каналам транслируют сбор средств детям-инвалидам на операции. И, конечно, фантастически убого и геноцидно, выглядит для населения уровень пенсий и МРОТ в 12-13тысяч рублей в месяц при фактически реальном прожиточном минимуме семьи из трех человек не менее 120 тысяч рублей. Особенно на фоне только премиальных выплат управленцам в госкорпорациях (2018 г.) по информации Forbes: «Норникель» — 6,8 млрд рублей 23 сотрудникам; Сбербанк — 4,4 млрд рублей 18 сотрудникам, «Газпром» — 4,3 млрд рублей 17 сотрудникам; «Роснефть» — чуть больше 4 млрд рублей 17 управленцам; банк ВТБ — 3,7 млрд рублей 24 сотрудникам
Чистая прибыль банков за 2019 год достигла 2 трлн рублей, сообщает Банк России. Вместе с тем в 2019 году банковский сектор нарастил объем начисленных дивидендов до 540 млрд рублей. При этом выдача кредита населению, например, ВТБ-банком по ипотеке под 7,5-11,5 процента в год. Выборочно у наших "партнеров" ипотечное кредитование да и кредиты на порядок ниже чем в России: Япония - на десять лет с фиксированной ставкой от 0,53 до 0,65 процента; в Германия - на десять лет с процентной ставкой от 0,5 до 1 процента; Франция - в среднем под 1,4 процента годовых. Дания - крупнейший кредитор этой страны Realkredit Danmark объявил, что готов выдавать ипотеку на 30 лет и всего под 0,5 процента годовых.
Государство - это не территория, а люди, которые живут на этой территории и, если на этой территории идет ползучий геноцид, то возникает вопрос о нужности такого государства с элементами внутреннего оккупационного режима. Да, государство не может осчастливить всех, но оно может и обязано придерживаться конституционной справедливости.
Вячеслав Ковеленов, кавалер ордена «Знак Почета», почетный работник ЖКХ России