Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Карлу Марксу и не снилось

   Ни английский профсоюзный деятель XIX века Томас Джозеф Даннинг, утверждавший о готовности капитала пойти на любое преступление ради 300 процентов прибыли, ни повторивший его мысль в знаменитом «Капитале» Карл Маркс, думаю, и представить не могли, что выдумают и как прекрасно устроятся воротилы нефтяно-бензинового бизнеса в постсоветской России – государстве, возникшем на руинах марксизма. Эти бизнесмены вечно в шоколаде всем кризисам назло: имеют не 300, а, наверное, 1000 процентов наживы (прибыль - тут слишком мягкое слово). Вот и сейчас, едва мировые цены на нефть стали немного расти, упав почти в два раза после обвала, как в России тут же был перекрыт исторический максимум биржевой цены на бензин АИ-95. Следом в стране, в том числе в Ульяновске, поползли вверх и розничные цены на горючее. А ведь в период подешевевшей нефти они не снижались.

   Когда нынешней зимой из-за разногласий участников сделки ОПЕК+ насчет объемов добычи нефти мировые цены на «черное золото» невиданно обрушились с 68 до 30 долларов за баррель, кризис потянул вниз и розничные цены на бензин. В США, например, в некоторых штатах стоимость бензина на заправках в пересчете на рубли даже по взлетевшему курсу доллара падала до 15-17 рублей за литр. В Германии – до 11-летнего минимума, в Японии – до 5-летнего. На ценниках российских АЗС в это время не дрогнул ни один мускул: торговля шла без скидок. Однако стоило баррелю после договоренности нефтедобывающих стран слегка подорожать, как стоимость российского бензина резко пошла в рост. В середине июня на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цена тонны бензина АИ-95 дважды била прежние рекорды, поднявшись до 57,3 тысячи рублей. Оптовые цены на бензин этой марки, как сообщает «Российская газета», также выросли. В Европейской части страны - до 57,8 тысячи рублей за тонну, в Москве - до 59,5 тысячи рублей, в Санкт-Петербурге - до 60,5 тысячи. Вслед за оптом двинулась вверх и розница. По данным Thomson Reuters Kortes, ходовые марки бензина - 92-й и 95-й – подорожали в среднем на российских АЗС за прошлую неделю на 0,5 процента – копеек на 20, что сопоставимо с увеличением цен, наблюдавшимся за пять с половиной месяцев с начала года. Первый рывок налицо. Зафиксирован он в 62 центрах субъектов РФ. И это пока стоимость барреля нефти поднялась лишь до 42 долларов. А если она отыграет все прежнее – представляете, как можно накрутить горючее в России, ссылаясь на мировые цены? Причем, накрутить от не снижавшегося уровня. Мы много раз убеждались, что алчность всех причастных к ГСМ в нашей стране, богатой запасами нефти, не знает границ. За последние 20 лет цены на бензин в России, по данным портала Autonews, суммарно выросли на 475 процентов!

   Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пообещала проверить причины рекордного роста стоимости на бирже в июне бензина АИ-95, не исключая возможности сговора некоторых игроков рынка. Что ж, в сговор вполне верится. ФАС также предупредила о том, что виновных ждут санкции, предусмотренные антимонопольным или даже уголовным законодательством. А вот в это верится с трудом. Минэнерго в свою очередь заявило, что наблюдаемый сейчас рост цен на автомобильный бензин в оптовом сегменте не представляет значительных рисков для потребителей и является нормальной рыночной реакцией на постепенное восстановление экономики после снятия ограничительных мер, вызванных пандемией. Мол, самоизоляция кончилась раньше ожидаемого, все принялись активно ездить на машинах, а часть нефтеперерабатывающих заводов встала на ремонт, вот бензина временно и не хватило - он подорожал. Также, по мнению Минэнерго, риск роста розничных цен на горючее темпами, превышающими уровень инфляции, отсутствует. Однако часть экспертов в этом сомневается.

   В России давно наловчились объяснять рост цен на бензин в любой ситуации. И растут они тоже в ситуации любой. Дорожает нефть на мировом рынке – вот вам и причина. Дешевеет нефть – тут же извлекается версия, что наш бензин к мировым тенденциям не привязан, в его цене якобы вообще основная составляющая (до 60 процентов) – акцизы и прочие налоги, закладываемые государством. Оттого, мол, и подорожал. А теперь еще действует более года демпферный механизм. Он возмещает потери нефтяникам от сдерживания цен на автомобильное топливо в рознице в период высоких цен на нефть, и наоборот, изымает их дополнительные доходы в бюджет в период низких цен на нефть, когда розница не дешевеет. Вокруг этого демпфера тоже можно крутить с ценами и морочить головы россиянам. И извлекать сверхприбыли.

   Людям же не объяснения нужны, почему постоянно дорожает бензин. Им требуется дешевое горючее в стране, где для этого имеются все объективные условия. Вот и сейчас, при пандемии коронавируса, государство объявляет о скромной поддержке то одной группы россиян, то другой. Но ведь страдают все, так всех и поддержите. Предложения поступают – как раз в направлениях, где алчность надо бы укротить. Например, снизить задранные тарифы на ЖК-услуги, отменить хотя бы временно плату за капремонт. Всем облегчение. Или уменьшить розничные цены на бензин, тем более, если там и правда львиная доля – налоги. Увы, молчит государство, не дает положительного ответа. А бензин дорожает.

Владимир САМАРИН