Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Когда сползла Симбирская гора

   11–13 июня (29–31 мая) 1915 года в Симбирске произошел большой оползень. В результате была полностью разрушена мостовая по Петропавловскому спуску, повреждена стоявшая рядом церковь, многие жилые и хозяйственные постройки. Наиболее значительный ущерб был нанесен строившемуся Волжскому мосту. Оползень был настолько разрушителен, что чрезвычайное собрание Городской думы приняло решение: «борьба с последствиями катастрофы должна быть признана делом общегосударственным».

   О событиях той ночи писали газеты того времени. В газете«Симбирянин» за 31 мая сообщалось: «В ночь с 29 на 30 мая под симбирским подгорьем разразилась новая грандиозная катастрофа. Произошел новый оползень горы, захвативший огромный район нашего несчастного подгорья, в течение последних лет живущего угрозою ежечасного разрушения, причины которого ни для кого не составляли секрета. Как велик район оползня? С абсолютной точностью такого района, который захвачен новым оползнем, в данный момент определить возможным не представляется. Центр же грандиозной катастрофы лежит в промежутке от Завьяловского спуска до вновь выстроенной железнодорожной станции "Симбирск – вторая", волго-бугульминской дороги, ниже церкви Петра и Павла. По линии Петропавловского спуска здесь не уцелело, в полном смысле этого слова, ни одного обывательского дома. Ни нового, ни старого. Устояли в момент катастрофы лишь небольшие обывательские хибарки, глубоко вросшие, должно быть, от времени в землю. Устояла городская водопроводная будка близ Петропавловской церкви, но самый водопровод оказался разорванным на части, а аппараты в будке испорчены. Строителям нашего моста через р. Волгу положительно не везет. Оползнем в ночь на 30 мая причинены, несомненно, миллионные убытки. Восемь каменных устоев аркады, подводящей к мосту, установленные на берегу Чувича и на песках Попова острова, почти законченные уже сооружением приведены, видимо, в полную негодность и потребуют своего возобновления. Все они сбиты напором движущейся массы почвы с их твердых оснований, заложенных на большой глубине».

   Несколькими днями позже был опубликован материал о событии в московской ежедневной газете «Раннее утро». Даем его с некоторыми сокращениями: «Катастрофа на Волге. Приводим подробности страшного оползня. Несколько дней подряд в Симбирске был страшный ливень. Поздно ночью с четверга на пятницу на огромном протяжении береговой горы раздался глухой шум. Вслед за этим послышались испуганные возгласы и дикие вопли людей, живущих на склоне горы на протяжении полутора верст. Почва колебалась и быстро оседала с горы к Волге. Строения и жилища на всем этом пространстве круто накренились к берегу. Жители торопливо бросали все имущество и бежали вверх, ища спасения на вершине горы. Огромная площадь горы от берега до сада «Венец» сползла вниз. Амбары, длинной полосой протянувшиеся по берегу Волги, превращены в груду развалин. Сотни домов круто нагнулись к Волге. Стены треснули. Первая трещина появилась на Петропавловском спуске за несколько дней до катастрофы, но никто не обратил на это серьезного внимания. Рухнули своды Петропавловской церкви. Насколько велики были быстрота, сила и стремительность оползня, видно по разрушению железнодорожных сооружений. Громадные быки симбирского моста не выдержали напора земли и покачнулись. Устой на симбирском берегу выворочен из земли с основанием. Другие устои сильно пострадали. Убытки, причиненные оползнем, не поддаются пока даже приблизительному подсчету. Они громадны».

   Оползни в Симбирске – Ульяновске были всегда. Природные факторы - рельеф, гидрография, климат - делают это явление закономерным. Наиболее крупные - в 1724, 1743, 1785, 1866, 1877, 1902, 1913, 1914, 1945, 1955, 1957, 1979 годах. Оползень Симбирской горы 29-31 мая 1915 года, пожалуй, самый разрушительный. Были разрушены подходы к строящемуся мосту, поврежден сам мост и множество каменных и деревянных построек.

   В 1950-70-х годах прошлого века был проведен комплекс работ по укреплению склона, были вложены огромные силы и средства. Однако и это не спасло от разрушительного оползня 1979 года, когда на четверо суток было прекращено движение поездов. Более или менее масштабные сходы грунта продолжались и позже, видимо, и будут продолжаться. Дело даже не в случайных подвижках грунта или воздействии строительства отдельных объектов. Сказывается много факторов: состояние дренажной системы, вырубка деревьев на склоне…

   В советские годы Управление противооползневых работ являлось мощной организацией с серьезными ресурсами и большими полномочиями, но в начале 1990-х Управление было преобразовано в участок, его деятельность сильно сократилась.

Вера ПЕТРОВА
Фотографии последствий оползня 1915 года выглядят очень поучительно