К 1 июня в Законодательном Собрании Ульяновской области удалось обуздать ситуацию, вызванную коронавирусом, найденным у работника аппарата, и провести очередное заседание, отложенное из-за этого случая. Депутатов рассадили по всему большому залу подальше друг от друга, повестку дня сократили, количество приглашенных свели к минимуму. Но все равно тема коронавируса постоянно всплывала при обсуждении вопросов и не только.
Еще в ходе формирования повестки предлагалось принять обращения к президенту Путину и губернатору Морозову по поводу доплат всем медикам, работающим в поликлиниках, и выдачи бесплатно масок и перчаток всем желающим ульяновцам. Однако поддержки большинства ЗС это не нашло и в повестку не попало.
А когда при обсуждении вопроса об изменениях в текущий облбюджет депутат Матвей Володарский решил выступить с трибуны и направился к ней, председатель ЗС Валерий Малышев, человек не без юмора, заметил:
- Разносишь, Матвей Константинович, заразу: без маски. Ты ведь прямо ко мне пришел.
Без масок были оба участника этого диалога, в отличие от многих своих коллег. После обмена взглядами с председателем депутат, считающийся сейчас независимым, произнес свою трибунную речь, раскритиковав некоторые виды социально-экономической поддержки в период пандемии, внедряемые областными властями. Например, докапитализацию институтов развития малого бизнеса, куда предполагается направить более 300 млн рублей из областного резервного фонда. По мнению депутата, средства достанутся бизнесу, приближенному к властям, а вот на выплаты безработным, которые определил Путин, денег в нужном объеме не находится. Малоэффективным посчитал парламентарий и расширение бесплатной юридической помощи пенсионерам, закон о которой намеревалось изменить Собрание.
- Пенсионеры сегодня совсем другой поддержки ждут. В гробу они видели эту бесплатную юридическую помощь. Кому она, на фиг, нужна? – негодовал Володарский. И предложил лучше освободить жителей региона от взносов на капремонт многоквартирных домов – хотя бы на месяц.
Но этого 1 июня никто делать не стал. ЗС поддерживало отдельные группы населения – в частности, вновь семьи. Выдача сертификатов регионального капитала «Семья», например, продлена до 31 декабря 2026 года. Ожидается, что за это время льготой смогут воспользоваться еще 40 тысяч семей региона. Напомним, при рождении второго ребенка в Ульяновской области на определенные цели выделяется 50 тысяч рублей именного капитала, при рождении третьего и последующих – по 100 тысяч.
Поддержке борьбы с пандемией и ее последствия были посвящены, в основном, и поправки в текущий бюджет области, предложенные депутатам. На 600 млн рублей, срочно надерганных с других статей расходов, пополнен резервный фонд, с помощью которого регион пытается затыкать дыры, возникающие сейчас. Вообще же доходная часть облбюджета после принятия поправок выросла почти на миллиард, дойдя до 66,6 млрд рублей. Расходная достигла почти 71 млрд. Как такое может быть, если в бизнесе сейчас полный швах? Объяснение простое: из федеральной казны поступило около 980 млн рублей субсидий для ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет. Но увеличившийся объем регионального бюджета – это пока всего лишь плановые назначения по уплате налогов. А как пойдет дальше собираемость? Собственных доходов у нас за последние месяцы недобор - по понятным причинам. Москва, если что-то дополнительно пообещает, скорее всего, пришлет: ей в этом случае не резон кидать регионы. Внутри области же исполнять доходную часть будет трудно. Это лишний раз подтверждается плачевными фактами, прозвучавшими в день сессии ЗС на другом заседании - штаба у губернатора по развитию региона. Там было сказано, что в Ульяновской области из-за падения экономической активности предприятий зафиксировано снижение индекса промышленного производства на 12 процентов, в два раза снизились показатели пассажирских перевозок, на 40 процентов - обороты предприятий общественного питания, почти 15 процентов потеряла розничная торговля. Эти отрасли в комплексе формируют около 40 процентов валового регионального продукта. Сейчас в области зарегистрировано порядка 15 тысяч безработных - уровень достиг двух процентов. Откуда же брать налоги в казну?
Даже рейтинговое агентство АКРА, созданное в свое время по инициативе Центробанка РФ и вполне лояльное к российским структурам, мрачно оценило ближайшие перспективы нашего региона в свежем отчете. По прогнозам АКРА, 58 субъектов РФ вряд ли смогут обойтись в 2020 году без секвестра бюджета либо наращивания долга. Ульяновская область, наряду с Удмуртией, Кабардино-Балкарией, Калмыкией и Еврейской АО, отнесена к самым неблагополучным по финансовой прочности. Урезание расходов начнется во второй половине года и достигнет максимальных значений в IV квартале, считают аналитики. Пока Ульяновская область снижала только доходную часть текущего бюджета (вскоре восстановив ее с помощью Москвы), а расходную лишь увеличивала за счет роста дефицита. Дефицит остается покрывать федеральными средствами и очередными заимствованиями. Последние, кстати, уже начинаются: ЗС одобрило выпуск регионом облигационного займа на 4 млрд рублей. Этот шаг скромно объясняется желанием заместить более дорогие коммерческие кредиты, но, вероятно, увы, еще не вечер – могут возникнуть и более острые причины для заимствований.
А поправки в закон о бесплатной юридической помощи Собрание 1 июня тоже приняло – единогласно. Теперь воспользоваться такой услугой, предоставив два документа - паспорт и пенсионное удостоверение, смогут все пенсионеры Ульяновской области, а не только неработающие. Что ж, это не помешает. Вот и в прошлом году за подобной помощью, по данным властей, обратилось пять тысяч пожилых людей. Лишь бы их не формально принимали в юридических конторах.
Владимир Пугачев