Протащенный «Единой Россией» закон о «мусорной реформе» оказался столь хамской профанацией, что населением воспринимается буквально как атака оккупантов времен Великой Отечественной. Особенно в глубинке.
Село Большой Кувай было когда-то одним из крупнейших в Сурском районе. В нем было 12 улиц, и при советской власти проживало до четырех тысяч человек. Сегодня остовы этих улиц сохранились, но живет на них человек 400. Это вместе с перебравшимися из разоренного, находящегося через дорогу Малого Кувая. Улицы же выглядят теперь так. На самой длинной стояло когда-то около ста домов с общим числом жителей в полтысячи. Сейчас на улице жилых домов осталось семь, в которых живут порядка десяти человек. Все - старики. Улица вместе с четырьмя другими расположена за большим оврагом, разделившим село на две части, и потому эта заовражная часть обезлюдевает ускоренными темпами.
На днях жителям Большого Кувая пришли копии заявлений в суд о взыскании с них задолженности за вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) - по тысяче с лишним рублей с человека. Село, 400 лет обходившееся без платной услуги по «сбору ТБО», оказывается, тоже охвачено «мусорной реформой» и окучивается, условно говоря, оператором с названием «Горкомхоз», подконтрольным функционерам «Единой России». В нем есть даже пара мусорных контейнеров - стоят на руинах асфальта, проложенного при советской же власти по отрезкам двух приовражных улиц. Расстояние от заовражья до контейнеров исчисляется километрами, и ниодному старику оно, конечно, не под силу, поскольку им и до колонки-то с водой, которая стоит в сотне-двух метров, дойти проблема, не то что за пару километров, с мусором, до контейнера. То есть вывозом их мусора оператор не занимается, поскольку в контейнерах этого мусора не бывает. При том, что, когда буза с реформой начиналась, и в село приезжали представители «оператора», люди просили установить хотя бы по контейнеру на улицу. Или же, например, собирать мусор в мешках у домов, как это делается за границей. Тогда будет смысл платить за эту «услугу». А до асфальта они не дойдут.
Но все просьбы и предложения были проигнорированы, и услуга фактически не оказывается - «мусорщиков» не видят и у этих контейнеров. «Оператор», вероятно, уверен, что наглость берет не только города, но и села, а «Единая Россия» эту наглость благословила. И есть же введенный той же «Единой Россией» институт судебного приказа, когда «оператор» ничего не должен ни объяснять, ни доказывать. Просто пишет в суд, что «вон те» должны мне столько-то, прикажите им заплатить. И суд, несмотря на отсутствие договоров ООО «Горкомхоз» с потребителями услуги, должен будет такое заявление, видимо, рассмотреть. Далеко не все, тем более в деревне, знают, что на судебный приказ, если он будет вынесен, достаточно написать заявление о несогласии с ним, указав, к примеру, что «договор со мной, как с потребителем, не заключался, услуга не оказывается, прошу приказ отменить», и суд его отменит. И самая обида-то сельчан на то, что на выборах в 2016 году они проголосовали и за «Единую Россию», и за Сергея Морозова, а в 2018-м - и за Владимира Путина, при которых мусорщики над ними и глумятся.
Василий МЕЛЬНИК