Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

На «Авиастаре» ищут способ сэкономить за счет рабочих?

   «Авиастар-СП» вышел из режима самоизоляции и сразу же устроил скандал – рабочим объявили о новой форме оплаты труда. Руководство завода считает, что с помощью новых форм стимулирования рабочие смогут получать еще больше, но те уверены, что это всего лишь один из способов сократить зарплаты.

   14 мая, в прошлый четверг, в соцсетях распространились видеозаписи с «Авиастара». Судя по кадрам, рабочие устроили сход, на котором встретились с руководством и вступили с ним в перепалку относительно новой формы оплаты труда. Фактически рабочие двух цехов остановили работу, потребовав объяснить им, как сохранить прежнюю зарплату.

   На видео – накал страстей, работники на взводе, не стесняясь в выражениях, объясняют, почему новая форма оплаты труда не поможет увеличить их заработки.

   - Я что, в банк приду, скажу – я не буду платить кредит? А дома скажу: «Дочка, не кушай, сынок, не кушай, жена, ходи голая – я через год нормально буду получать», – возмущается один из работников.

   Суть в том, что в конце апреля был выпущен приказ управляющего директора завода Василия Донцова «О совершенствовании системы оплаты труда основных и производственных рабочих». В документе говорится о формировании «системы мотивации и управления результативностью», в связи с чем труд будет оплачиваться с отменой месячных и персональных окладов рабочих, а также с аннулированием прежних тарифных ставок. Рабочим предложено перейти на обновленные тарифные ставки по соглашению сторон, переоформив трудовые договоры. С теми, кто не согласен с новыми условиями, трудовые договоры расторгнут.

   - Вы нам говорите: перезаключайте контракты, а если не хотите – идите вон, на улицу? Так и рабом можно себя почувствовать, - возмущается на видео один из работников по этому поводу.

   - Все к тому и идет, - замечает другой.

   При новой сдельной оплате труда основной рабочий получит 16, 6 тыс. рублей, рабочий 5 разряда – 27,1 тыс. рублей. Премия, как пишут СМИ, возможна только в случае выполнения плана всем цехом. При этом раньше рабочие получали, как сообщают они сами, 50 тыс. рублей – для рабочего пятого разряда. Именно отсюда появились сведения о снижении зарплаты вдвое.

   Руководство «Авиастара» утверждает, что о снижении зарплаты речи не идет, напротив, «предусмотрено увеличение тарифной части оплаты труда основных производственных рабочих».

   - Часть новых стимулирующих норм системы оплаты начнет действовать с 1 июля 2020 года на всех производственных участках предприятия. В частности, предусмотрено увеличение тарифной части оплаты труда основных производственных рабочих, а также увеличение предельного размера ежемесячной премии с 40 до 110 процентов, в зависимости от объема выполненных работ, – говорится в заявлении компании.
Утверждается, что новая схема оплаты направлена на повышение заинтересованности работников в высоких результатах труда.
Однако речь идет о том, что зарплата если и увеличится, то только в случае полной загрузки предприятия – а этого уже давно нет, о чем работники на сходе тоже говорили.

   - Вы нас тут деталями что ли завалили? У нас дефицита сколько! Вы хотите в год производить 10 машин. Но этим количеством работников вы ничего не сделаете. Дефицит страшный, и ситуация с каждым годом все хуже и хуже. Вы нас подводите под то, что мы понизим свою зарплату, – заявили работники на сходе.

   Большинство из них говорили именно о том, что невозможно увеличить объемы работы, когда у работников просто нет необходимых средств для этого – деталей, исправных станков и т.д. Пока все выглядит так, что работникам действительно снизят оплату труда.

   18 мая гендиректор ПАО «Ил» Юрий Грудинин и управляющий директор АО «Авиастар-СП» Василий Донцов встретились с губернатором Сергеем Морозовым. Во встрече участвовала также председатель профсоюза предприятия Валентина Грушина.

   - Еще раз подчеркну, вводимые положения нацелены на увеличение заработной платы основных производственных рабочих. Мы подробно обсуждаем с сотрудниками каждую деталь, чтобы все было прозрачно, включая обеспеченность рабочих загрузкой, вопросы выполнения производственного плана. Завод работает, все подразделения загружены, это позволяет с уверенностью смотреть вперед, – заявил по итогам встречи Грудинин.

   Заявления «Авиастара» основаны на желании руководства завода производить больше самолетов, чем получается сейчас, однако выйдет ли так на самом деле? Это огромный вопрос, потому до сих пор удавалось выпускать в год всего несколько транспортников Ил-76МД-90А, а теперь надеются произвести шесть судов в 2020 году, восемь – в 2021 и 10 в 2022 году. Максимум, на который рассчитывает производство – 18 самолетов в год. При этом в 2018 году «Авиастар-СП» сорвал соглашение даже на поставку трех военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А. В условиях грядущего кризиса из-за пандемии коронавируса есть большие сомнения, что планы не будут сорваны снова.

   На «Авиастаре» признают, что ошибку допустили – но только в том, что не разъяснили работникам все подробно сразу. При этом после публикации в соцсетях записей со схода «Авиастар» потребовал от групп, которые их опубликовали, сдать людей, снимавших видео.

   «Данными лицами грубо нарушаются требования нормативной документации предприятия в части съемок на территории предприятия. Хотелось бы провести с ними профилактическую беседу. Если это (сдать авторов видео – прим. «СК») невозможно, просим вас не размещать подобные видео, в противном случае мы будем вынуждены обратиться в правоохранительные органы», – заявили представители предприятия администраторам одного из пабликов в Instagram.

   Эти угрозы – явная попытка скрыть происходящее на «Авиастаре», сделать все по-тихому, не допустив волнений. Таким образом руководство предприятия, судя по всему, признает, что опасения рабочих вовсе не напрасны.

Степан ГОРИН