Как Ульяновск не стал «Культурной столицей Европы-2020»
Нынешней весной вынужденный режим самоизоляции выявил истинное место и положение областной культуры.
«Переночевали» как смогли
Про то, что Ульяновск хотел стать «Культурной столицей Европы -2020», сейчас уже не вспоминают. Между тем, такие удивительные планы обсуждались серьезно. Неважно, что тогда, как, впрочем, и сейчас, Россия и в Евросоюз не входила.
Идею «столичности» главное культурное ведомство региона преподносило как некий драйвер развития и под это дело запустило проект «100 шагов к культурной столице», который предполагал 10 больших программ на 10 лет (10х10=100).
Но кто же тогда знал, что спустя десять лет злополучный коронавирус на самом деле сотрет границы между городами и странами, переместив всю культурную жизнь в виртуальное пространство. Теперь «товар» приходится показывать лицом той самой Европе, если она надумает на него посмотреть.
16 мая для этого был особый повод. Ежегодная всероссийская акция «Ночь музеев» прошла в режиме онлайн. И наши музейщики, гораздые на яркие программы, квесты, мастер-классы, спектакли, в реальной жизни должны были переформатировать в цифру не только свои экспозиции, но и творческий потенциал. Похоже, это было сделано на голом энтузиазме. Старые открытки, фильмы, экскурсии составляли львиную долю виртуальной экспозиции. Свежий материал тоже был, но он явно недотягивал по качеству. Более того, в свой праздник областные музеи «переночевали» на площадках соцсетей, видеоматериалов на их слабеньких сайтах практически нет.
Словом, злобный коронавирус обнажил провал: никакой цифровизации музейного дела в «культурной столице» нет. Говорят о ней годами, но на деле вот что: в 2019 году, по данным регионального Минкульта, на всю «цифровую культуру» в областном бюджете было заложено 4,5 млн. рублей, ровно в пять раз меньше, чем на функционирование самого министерства. В 2020 – 5 млн. Но эти деньги пойдут на нужды госархива новейшей истории и научной библиотеки имени Ленина. Какую-то часть из них, правда, хотят потратить на приобретение для Ундоровского палеонтологического музея мультимедиагида по экспозициям с использованием технологии дополненной реальности. Но это еще, может, и не состоится, потому что в существующей реальности новый палеонтологический музей в Ундорах даже не в лесах, а пока только в проекте.
Пандемия прикрыла
В лесах и в двойном заборе - Мемориал. Так мы встретили 150-летие Ленина. И тут коронавирус нам в помощь. Есть железный аргумент: даже если бы ленинский юбилей стал фейерверком ярких событий вокруг отреставрированного Мемцентра, к нам бы все равно никто не приехал. Реденькая процессия людей в масках, возлагающих цветы к памятнику вождю мировой революции на Соборной площади, – вот и все, что мог допустить режим самоизоляции.
Между тем, переформатирование Мемориала было частью проекта вознесения нашего региона на Олимп культурной столицы Европы.
Идея создать Музей СССР на площадке Мемориала не раз обсуждалась и на международных культурных форумах, которые с 2011 года начали проходить в Ульяновске ежегодно. Но Музея СССР у нас так и нет – это то, что в сухом остатке. Зато в соседней Казани в память о советской эпохе за это время появился и развился до нескольких иногородних филиалов Музей социалистического быта. Очередной его филиал недавно открылся в центре Санкт-Петербурга.
Но дело даже не в Музее СССР и не в Красном маршруте для китайцев, о котором все слышали, но мало кто знает, что это такое. Простому смертному не понять, почему при таком тщательном обсуждении развития Мемцентра его полный физический развал пришелся ровно на 150-летие Ленина и 50-летие самого Мемориального комплекса. Почему финансирование ремонта здания и реконструкции экспозиции главное культурное ведомство региона не пробивало десять или хотя бы пять лет назад? Ведь известно, что это реальный срок для больших юбилейных проектов.
Например, идею всероссийского празднования в Ульяновске гончаровского юбилея начали пробивать в Минкульте РФ еще в 2006 году, то есть за шесть лет до события. И юбилей прошел действительно на хорошем уровне. Были солидные делегации, Денис Мацуев с роялем тогда еще на площади Ленина и много всяких событий. Но главное – к юбилейной дате благодаря федеральному финансированию музей Гончарова расширил свои площади на две тыс. кв. метров и полностью занял трехэтажное здание, в котором родился и жил писатель. В 2012 году это был современный музейный комплекс даже в международном масштабе. С тех пор минуло восемь лет, музейные технологии давно ушли вперед. Но для региона музей Гончарова по-прежнему – высший пилотаж.
Парад юбилеев
Кроме Мемориала, в этом году юбилей отмечают еще два областных музея: Художественному и Краеведческому исполняется по 125 лет. Здание дома-памятника И. А. Гончарову, которое они делят с 1932 года на двоих, - тоже в строительных лесах из-за текущей кровли. Работы идут на площади Художественного музея, которая закрыта для посетителей с декабря 2018 года. Ремонт непозволительно затянулся, и речь уже не о юбилейном лоске (хотя в следующем году самому дому-памятнику исполняется 105 лет). Похоже, региональный Минкульт не справляется с базовой задачей – сохранить уникальное историческое здание, ставшее символом Симбирска-Ульяновска.
В настоящее время в фондах Областного краеведческого музея – около 150 тысяч экспонатов, в фондах Художественного – более 13 тысяч. Но показывают они менее 10 процентов того, чем владеют. Коллекции областных музеев остаются в целости-сохранности в такой тесноте только благодаря профессионализму и энтузиазму самих музейных работников. Необходимость построить или найти помещение для одного из музеев годами обсуждается, но решения так и нет.
В феврале прошлого года на заседании «круглого стола», который организовали две общественные организации - региональные отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и Союза архитекторов России, речь шла о возможности развить музейное пространство за счет давно пустующей территории суворовского училища и памятника федерального значения - здания Кадетского корпуса. Идея хорошо вписывалась в задачу, поставленную президентом страны, создавать в регионах при федеральном сопровождении и финансировании культурно-образовательные и музейные комплексы. Она могла быть интересна и владельцу территории - Минобороны, - которое открывает в регионах свои центры патриотического воспитания. На обсуждение темы пришел весь цвет творческой интеллигенции Ульяновска. Но министерство культурной политики заседание проигнорировало, а по сути – блокировало продвижение идеи, поскольку с общественностью ни федеральный центр, ни Минобороны переговоры вести не будет. На то есть власть.
Здравствуй, Год музеев!
Следующий год в Ульяновской области объявлен Годом музеев. По официальной версии, он учрежден для развития музейного дела и интеграции школьных музеев в культурную жизнь региона. Похоже, такие расплывчатые задачи могут ставить только чиновники высокого ранга, которым сверху открывается ракурс, недоступный работающим «в полях».
А внизу, на грешной земле, проблемы вполне конкретные – текущие крыши и подвалы, забитые до предела хранилища фондов, зависающие сайты, отсутствие аудиогидов на иностранных языках, необходимость учиться и учить молодежь, чтобы работать на достойном уровне, не отставать…
Главная тема Международного дня музеев 2020 года, который отметили 18 мая, – "Музей как пространство равных возможностей: разнообразие и инклюзия" (инклюзия - включение людей с инвалидностью в активную общественную жизнь). Но наши областные музеи, по сути, не приспособлены даже для пожилых посетителей, не то что для людей с ограниченными возможностями. Далеко не везде есть диванчики или банкетки, на которых можно было бы отдохнуть. Человек на инвалидной коляске еще заедет на первый этаж. Но вот на второй его можно только занести.
Конечно, на все нужны деньги. Но тогда и приоритеты логично выстраивать по кошельку. Заграничные командировки чиновников для изучения чужого опыта, международные форумы за счет бюджета, бесконечный пиар – это тот дорогой «движок», на котором региональная культура последние десять лет пытается взлететь на столичный уровень. И на короткой дистанции он даже работал. Тот, кто помнит, как проходили первые два международных культурных форума, и знает, какими были следующие, не станет отрицать – уровень значительно упал. Мы стремительно идем на снижение. Региональную культуру перестают серьезно воспринимать федеральные эксперты, которые в начале 2010-х увлеченно занимались ее проектами.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.
Интересные факты
- В областном бюджете на 2020 год на обеспечение деятельности областных музеев заложено 276 млн. рублей, примерно столько же, сколько и в 2019-м. В планах на 2021 год, объявленный Годом музеев, стоит сумма в пять с лишним раз меньше – 49 млн.
- В 2001году Ульяновск получил статус Культурной столицы Поволжья, в 2011 – Культурной столицы СНГ, тогда же власть заявила, что в 2020-м родина Ленина станет Культурной столицей Европы.
- В 2011 году в связи с «культурной революцией», развернувшейся в регионе, Департамент культуры разработал «Кодекс жителя Ульяновской области», в котором были такие слова: «Житель Ульяновской области вежлив и корректен в общении с окружающими, никогда не обидит ребенка и пожилого человека, защитит слабого, не забудет сказать «спасибо» и «пожалуйста», бережно относится к личному, муниципальному и государственному имуществу, не курит, умерен в употреблении алкоголя…». Этот документ не увидел свет только благодаря областной Общественной палате, которая сочла его тон и смысл оскорбительными для человеческого достоинства.
Власть отвечает
При подготовке статьи «СК» задал ряд вопросов министру искусства и культурной политики Евгении Сидоровой. Поскольку ответы мы получили позже, чем была готова сама статья, публикуем ответы-вопросы отдельным блоком. Так даже лучше: их можно вырезать, чтобы время от времени сверять, что запланировано и что на деле.
- Есть неофициальная информация, что ремонтно-реставрационные работы в Ленинском мемориале приостановлены. Якобы федеральные средства уже освоены. Она соответствует действительности?
- Ремонтные работы в Ленинском мемориале не приостанавливались даже в условиях пандемии. Согласно заключенным соглашениям до конца года будут освоены 820,0 млн. рублей федеральных средств.
- В настоящее время ведутся работы по демонтажу мраморных плит со стен фасада, облицовке фасада концертного зала, монтажу мраморных плит на колонны, демонтажу потолков над платформой, витражей второго этажа и остекления первого этажа.
- На завершающем этапе находится разработка комплексной проектно-сметной документации. По прохождению государственной экспертизы ПСД будет известен объем средств, необходимый для завершения ремонтно-реставрационных работ.
- Можно ли сегодня назвать год и месяц открытия Мемцентра после ремонта?
- Наша задача – открыть Ленинский мемориал к 100-летию образования СССР, и мы прикладываем к этому все усилия (100-летие состоится 30.12.2022г. – Ред.)
- Разработана ли концепция новой музейной экспозиции Мемориала? Если да, то привлекались ли к работе над ней иногородние, иностранные специалисты? Можно ли ее увидеть в открытом доступе?
- Разработка концепции ведется научными сотрудниками Ленинского мемориала с учетом консультаций ведущих экспертов в области музейного проектирования и экспертов в изучении биографии и наследия В. И. Ленина. В открытый доступ концепция в настоящий момент не может быть представлена в связи с тем, что находится в стадии разработки.
- Имеет ли она связь с давним проектом Мемориала – созданием Музея СССР?
- В.И. Ленин как создатель первого социального государства в мире - одна из центральных тем будущей экспозиции.
- Сколько понадобится средств на создание музейной экспозиции Мемориала? Понятны ли источники финансирования?
- Источником финансирования на создание экспозиции станут средства областного бюджета, и на три ближайшие года проектом бюджета данные средства будут предусмотрены. Однако, мы продолжим работу по привлечению федеральных средств.