Помимо апрельского плебисцита - референдума по поправкам в Конституцию, коронавирус отменил и торжества по случаю 75-летия Победы в Великой Отечественной и главную фишку российского чиновничества - так называемую акцию «Бессмертный полк», этот языческий ритуал с инсценировкой похорон участников войны.
Дети и внуки моей пожилой соседки в числе прочих ульяновцев тоже участвуют в этой ежегодной церемонии, пронося то по пыльным, то по мокрым от дождя и грязным улицам города портреты ушедших предков. По окончании действа заходят к ней, и в прошлом году спрятали в ее кладовке эти портреты на палках. Она случайно на них наткнулась, позвонила сыну и сказала, чтобы забрали их к себе - «у меня - не кладбище». «Мне это не нравится, - поделилась она со мной, - неприятно. Ведь и правда, как похороны, на которых портрет несут впереди гроба, и здесь то же самое, только без гробов. И кто эту дурь только выдумал!».
На мой же взгляд, это не просто дурь, а кощунство над памятью предков, когда изображения покоящихся на погостах или где-то в безымянных могилах людей несут под бравурную музыку в толпе веселящихся потомков. На портрете, скажем, 25-летний парень, оказавшийся предком кого-то из нынешних, сраженный году в 1943-м немецкой пулей и оставшийся лежать в той земле, где был убит. Ему бы жить еще да жить, но жизнь оборвалась. До конца дней своих о нем плакала его мать, вдова одна, надрываясь, растила его детей. И вот его правнуки как бы ликуют от того, что их прадед погиб в самом начале своей жизни и дал им возможность вместе с другими пронести его портрет и продемонстрировать патриотизм и «пасть порвем», а также «можем повторить!». В смысле - повторить еще раз полет вражеской пули и падение 25-летнего прадеда замертво, или что? Какие-то во всем этом крутейший маразм и одичание.
Наверное, кто-то, кого этот шабаш приводит, как меня, в оторопь, думал и ждал, что же его в конце концов остановит. Надежд на отрезвление потомков мало, на благоразумие властей, которые однажды скажут: «Все, довольно, мы заигрались», - еще меньше. И тут коронавирус, спровоцировавший панику во всем мире, приведший к закрытию границ и отмене всех массовых мероприятий в странах, породивший зашкаливающий страх миллионов и миллионов, очистивший, как перед войной, полки магазинов и аптек, закрывший граждан в их квартирах, остановивший деятельность учебных заведений и работу предприятий, отменивший все крупнейшие спортивные турниры на Земле... И вот теперь этот марш. Власти, думаю, были в замешательстве. Если его отменить, как и все празднование Дня Победы, тогда от их величия ничего не останется, ведь свое величие они строят не на своих заслугах и достижениях, которых нет, а на подвигах далеких предков. Без паразитирования на предках они останутся голыми, как тот самый король. Но не хочет небо почему-то днепобедных свистоплясок, и, в общем-то, это тупик.
Вариантов выхода из него было несколько. Первый: отмена всех праздничных мероприятий, включая «Бессмертный полк» и военные парады, тем более что запланировано все это с размахом, рассчитанным на приезд большого числа зарубежных высокопоставленных гостей, но вряд ли кто приедет. Второй: скорое объявление о победе над коронавирусом, проведение плебисцита по поправкам в Конституцию и празднование Дня Победы, как и запланировано - с маршами и парадами. Если коронавирус так опасен, как о нем говорят и пишут, то этот вариант смертельный. Третий: ничего не объявлять и все проводить по графику - плебисцит, «Бессмертный полк», военные парады. Вариант тоже смертельный. Четвертый: известить, что в плебисцитно-праздничных хороводах граждане участвуют на свой страх и риск, и если кто-то в результате отправится к праотцам, сами будут виноваты - силком никто никого не гнал, зато на миру у нас, у русских, и смерть красна. Как напомнил не очень давно один известный товарищ, заметив, что мы все умрем, а они, Запад, окажутся в аду. Но решились все-таки на отмену, пообещав, что попозже все проведут. Перед самым адом, наверное.
Юрий КАШИНСКИЙ