Из-за вынужденной самоизоляции сегодня в помощи нуждаются те, кто еще вчера имел стабильный заработок, платил по кредитам, строил планы на будущее. Разбираемся, кто в Ульяновске и как им поможет?
Для кого помощь?
«Я в декретном отпуске, муж сейчас тоже сидит дома без зарплаты. Мы проедаем последние деньги», «Работодатель просто уволил меня задним числом. На что жить?», «Уволился прямо перед карантином, а устроиться не успел. И что делать?» - таких сообщений в социальных сетях сотни. А ведь идет только третья неделя вынужденной самоизоляции. Госпомощь в виде отсрочек платежей по кредитам, отмены пеней и штрафов за неоплату ЖКХ людей не согревает, ведь большинство живет от зарплаты до зарплаты, которой теперь нет. А платить по счетам все равно придется.
Власть, призывая потерпеть, обещает помощь всем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации. Но на деле система заточена на тех, кто официально признан «социально незащищенным». И «новых бедных» среди них нет.
- На этой неделе волонтеры начали развозить по домам 20 тысяч продуктовых наборов. Они приобретены на федеральные, целевые, деньги, поэтому их получат люди старше 65 лет, одинокие мамы, малоимущие и маломобильные люди, - говорит руководитель волонтерского штаба Кристина Антонова. – Молодые семьи, которые оказались без доходов из-за самоизоляции, не входят в этот перечень. Но они тоже могут звонить на нашу «горячую линию» 112. Если будет поступать спонсорская помощь, постараемся помочь и им.
Есть еще одна «горячая линия» - соцзащиты (телефон 88003504646), на которую редакции, кстати, не удалось дозвониться в течение дня. Но и она работает в основном с людьми, которые и до «карантина» жили не на зарплату, а на пособия.
- Принято и совершено около 39 тысяч звонков, - рассказывает о работе «горячей линии» и.о. министра семейной, демографической политики Наталья Исаева. - Основные вопросы о мерах государственной социальной поддержки пожилых людей, инвалидов и других нетрудоспособных граждан, как получить поддержку, куда обращаться.
На этой неделе региональное отделение Красного Креста начало сбор бывшей в употреблении компьютерной техники для передачи семьям, в которых не у каждого школьника есть рабочее место для дистанционного обучения.
Спонсором может стать каждый.
- У нас только пункт сбора, а определять нуждающихся будет соцзащита. Такой принцип распределения любой помощи – неважно, продукты это или техника, - говорит исполнительный директор организации Александра Уницаева.
Без государства
Понятно, что самый простой и эффективный путь поддержки «новых бедных» - не через сито соцзащиты, а через пособия, отмену ЖКХ-платежей и другое. Тем более что на деле люди не самоизолировались, их принудили оставить свои рабочие места и во многих случаях - лишиться всех доходов. Но этой поддержки нет и, видимо, не будет.
Более того, государство принимает денежную помощь от жителей региона для реализации своих благотворительных проектов. Так, ульяновская организация «Дари добро» создала благотворительный фонд помощи в связи с пандемией коронавируса. Жертвователям средств предлагают перечислять деньги не только для поддержки людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, но и на меры «по стимулированию медицинских и социальных работников», на поддержку волонтеров, оказывающих помощь пожилым людям. Хотя, казалось бы, эти расходы должны лечь на бюджет.
- Первые взносы в фонд уже поступили. Они направлены на оплату проезда волонтеров из регионального штаба, - сообщает на сайте организации ее директор Ольга Богородецкая.
- Мне кажется, пора создавать механизмы помощи, которые будут работать независимо от государства и аффилированных с ним организаций, - говорит журналистка Тамара Еперина. – Дело не только в том, что сейчас появляются нуждающиеся, которых государство не видит или не хочет видеть. В обществе рождается потребность оказывать помощь по мере своих сил, пусть даже очень скромных. Это «народное плечо» в сложные времена всегда крепло. И не нужно каких-то сложных схем: мне нравится простая идея, которую недавно обсуждали в соцсетях, – поставить в супермаркетах стол, корзину, коробку – что угодно, куда каждый мог бы положить купленную для кого-то незнакомого пачку чая, макарон, сахара. Конечно, должен быть информационный щит с хорошими словами, которые объяснили бы, что это дар для того, кому сейчас нужна помощь. И не надо эти продукты куда-то везти и где-то хранить. Это помощь из рук в руки: один положил, другой взял. Не думаю, что возьмет тот, кто не нуждается.
Кстати, несколько федеральных торговых сетей уже много лет назад запустили похожие проекты, но они ориентированы на людей, учтенных социальными органами. В Ульяновске мог бы родиться свой проект, скорректированный на такое явление, как «новые бедные». Чтобы признать их существование, наверное, нужна определенная решимость. Но если этого не сделать, последствия могут быть жесткими. Показатели заболеваемости растут, карантин, названный самоизоляцией, может растянуться на месяцы, как показывает опыт других стран. Что из этого выйдет, пока никто толком не знает, мы такого еще не проходили. Но уже сейчас можно прогнозировать, что без реальной поддержки семьи многих горожан быстро исчерпают все свои возможности выживать, скатятся в нищету и начнут голодать.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА