С 1 июля 2023 года в России вводится новый налог – акциз на сладкие напитки. Под вывеской борьбы с сахарным диабетом и ожирением государство нацеливается, не заморачиваясь, пополнить бюджет. Оплатить это придется простым россиянам: введение новых акцизов обязательно приведет к подорожанию газировки и родственных ей жидкостей. Впрочем, власти тоже могут проиграть.
Акцизы на водку, пиво, табак, нефтепродукты – все это мы знаем, испытываем на своих кошельках. А в ноябре Госдума РФ приняла закон еще и об акцизе на сладкие напитки – в размере семи рублей за литр. Взимать его начнут через семь месяцев.
Подакцизными станут упакованные в потребительскую тару напитки, изготовленные с использованием питьевой или минеральной воды, содержащие сахар (глюкозу, фруктозу, сахарозу, декстрозу, мальтозу, лактозу), сироп с сахаром, мед. Количество углеводов в пищевой ценности таких напитков должно составлять более 5 граммов на 100 миллилитров. Акциз не будет взиматься с напитков, произведенных и упакованных организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере общественного питания. Также новый налог не распространяется на соки и сокосодержащие напитки, нектар, морс, сироп, квас, молоко, молочную продукцию, кисель и напитки на растительной основе, произведенные из зерна злаковых, зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса и продуктов их переработки (за исключением тонизирующих и газированных напитков).
Производители, конечно же, переложат акциз на плечи покупателей, включив его в стоимость продукции. Размер подорожания сладкой воды в магазинах из-за нового налога называется разный. Одни эксперты говорят о 20 процентах. Другие о 5-15 рублях за единицу товара – в зависимости от емкости. Государство обещает направить дополнительные доходы бюджета, которые поступят от подорожавшей газировки, на борьбу с сахарным диабетом и ожирением. Проблемы с этими заболеваниями в России, действительно, обострились. Сейчас в стране каждый третий человек страдает ожирением (которое способствует многим другим недугам), а в полулитровой бутылке сладкой газировки содержится две суточные нормы сахара. Но с другой стороны борьбе с диабетом введение нового налога вряд ли серьезно поможет: ведь сладкие газированные напитки составляют лишь два процента от общего потребления сахара жителями РФ. Тогда уж нужно облагать акцизом заодно торты, пирожные, конфеты, печенье, те же современные так называемые соки, где сплошная химия и полно сахара (или подсластителя), да и сам сахар, в конце концов. И заставлять людей ради общей борьбы с заболеваниями как можно чаще после подорожания покупать эти вроде бы вредные для здоровья продукты, упиваться сладкой водой, чтобы больше налога собрать - вот ведь парадокс.
Думается, российским властям душу греет не потенциальная борьба с диабетом и ожирением, а сумма дополнительного дохода, который, по оценкам, может составить от акциза на газировку 35 миллиардов рублей в год. Как с неба свалятся после принятия закона: не надо где-то проявлять бережливость, думать об эффективности экономики. Однако не все так просто: специалисты предупреждают, что новый закон может ударить по промышленности и бюджету другим концом. Вот каково мнение минсельхоза РФ, изложенное в пояснительной записке к проекту изменений в Стратегию развития агропромкомплекса: «Реализация данной меры (введение с 1 июля 2023 года акциза в размере 7 рублей за литр сладких напитков. – Авт.) приведет к росту розничных цен и будет способствовать снижению объемов продаж, прибыли производителей, повлечет за собой снижение привлекательности отрасли для инвесторов, что, в свою очередь, создаст риск к снижению объемов производства, сокращению рабочих мест и налоговых отчислений». То есть, в конечном итоге ожидаемый экономический эффект (пополнение казны) рискует сорваться: сокращение поступлений в бюджеты всех уровней от НДС, налога на прибыль и НДФЛ может полностью поглотить акцизную выгоду. Известный производитель напитков «Черноголовка», опасаясь недозагруженности, уже намерен отказаться от пятимиллиардных инвестиций в производство с появлением нового акциза. Ведь газировка не такой уж судьбоносный продукт (даже не алкоголь): после подорожания до определенного уровня многие просто откажутся ее покупать или перейдут на безакцизный квас. В России и сейчас потребление безалкогольных напитков не слишком велико - 64,9 литра на человека в год против 287,3 литра в США и 198,8 в Западной Европе (по данным Союза производителей безалкогольных напитков). Отрицательные примеры введения налоговых сборов на газированную воду в мире уже случались. 10-процентный акциз во Вьетнаме привел к дополнительным поступлениям в бюджет страны 8,46 млн долларов и одновременно к суммарным потерям в экономике на сумму 52,6 млн долларов. После введения в 2014 году акциза на газировку в Мексике закрылись более 30 000 традиционных магазинчиков, в которых под новый налог попало более 50 процентов ассортимента. Работа в таких магазинах давала средства к существованию 600000 семей.
Но российским властям все неймется. Это сладкое слово «акциз» - косвенный налог, накладываемый в момент производства на пользующиеся устойчивым спросом товары массового потребления. Он включается в цену товаров и фактически уплачивается потребителем. Размер акциза часто достигает половины цены, а то и больше. В России этим налогом обложены алкоголь, бензин, табак, теперь вот газировка. Можно еще картошку обложить: и продукт популярный, и ожирение провоцирует, так как богат крахмалом. Белый хлеб из той же оперы. С подобной тенденцией немудрено до налога на воздух дойти как в сказке про Чиполлино. Тогда, наверное, и россиянам придется меньше дышать.
Александр Галкин.
Фото kubnews.ru