Анализируя реорганизацию общественного транспорта, объявленную ульяновскими властями около года назад, «Симбирский курьер» уже отмечал, что за все это время произошло два реальных изменения – поднялись цены на проезд и появилось новое муниципальное учреждение, ведающее пассажирскими перевозками. Но жизнь внесла коррективы: родилось еще кое-что. В ноябре было возбуждено уголовное дело, касающееся перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Следственные органы подозревают, что процесс реорганизации идет с нарушением.
Плохая работа общественного транспорта в Ульяновске давно стала притчей во языцех. Особым нареканиям подвергаются маршрутки, большинство из которых обслуживается частниками по нерегулируемым тарифам. В итоге год назад мэрия обозначила курс по переводу городского общественного транспорта на регулируемый тариф, устанавливаемый властями. Предполагалось, что при таких тарифах перевозчику будут компенсироваться выпадающие доходы. Это позволит сдерживать рост цен на проезд, повысит управляемость процессом работы общественного транспорта и ответственность перевозчиков за выполнение рейсов, обеспечит предписанную законом перевозку льготников. В то же время глава города Дмитрий Вавилин в июле 2022 года на одном из совещаний заявил о намерении мэрии переторговать все автобусные маршруты, чтобы заместить частных перевозчиков, плохо соблюдающих график движения, государственным пассажирским транспортом ПАТП-1 и «Ульяновскэлектротранса» - автобусами средней и большой вместимости. Частники на тот момент обслуживали 80 процентов маршрутов общественного транспорта в Ульяновске. Ориентацию на уход от частных перевозок подтвердил и губернатор Алексей Русских, отметивший при посещении ПАТП-1 в октябре:
- Мы продолжаем выводить из банкротного состояния ПАТП-1. Для нас важно, чтобы это государственное предприятие стало крепким фундаментном для наведения порядка с общественным транспортом в регионе.
Понятно, что сейчас Ульяновск по транспортному обслуживанию во многом находится в заложниках у частных перевозчиков. Но кто, как не власти довели дело до такой критической ситуации? Теперь выбираться из нее следует либо находя консенсус с другой стороной, либо действуя правовыми методами. Однако попытки властей перекроить систему городского общественного транспорта выглядят пока, мягко говоря, неуклюжими. Недавно прокурорская проверка, проведенная по жалобам частных перевозчиков, привела к возбуждению следственным управлением Следственного комитета России уголовного дела по факту воспрепятствования предпринимательской деятельности. Вот что говорится в сообщении областной прокуратуры: «Прокуратура Ленинского района Ульяновска провела проверку исполнения законодательства о пассажирских перевозках. Установлено, что в июле 2022 года муниципальное казенное учреждение «Организатор пассажирских перевозок» организовало электронные аукционы на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в городе Ульяновске. Заключение по их результатам муниципальных контрактов повлекло неправомерное прекращение действия свидетельств субъектов предпринимательства, работавших ранее на тех же маршрутах, в связи с чем прокурор района направил материалы проверки в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам их рассмотрения по данному факту возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности)».
Суть происходящего такова. В июле 2022 года были объявлены аукционы на обслуживание части автобусных маршрутов Ульяновска, которые мэрия решила перевести на регулируемые тарифы. То есть вместе с форматом тарифов мог поменяться и перевозчик (и по итогам торгов такое произошло). После этого два частных перевозчика – индивидуальный предприниматель, обслуживающий маршрут №38, и компания, обслуживающая маршрут №28, обратились с заявлением в прокуратуру о том, что они не были своевременно уведомлены об аукционах и в итоге лишились своих маршрутов. При проверке выяснилось, что оказались нарушены требования закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров…», согласно которым нужно уведомить перевозчика об изменении условий не позднее чем за 180 дней до вступления в силу документа планирования регулярных перевозок. Кроме того, прежнее свидетельство на обслуживание маршрута № 38 действовало до конца 2028 года, а лишить перевозчика свидетельства можно только через суд при наличии в течение месяца неоднократных нарушений условий перевозок. Но регулярных нарушений со стороны этого перевозчика зафиксировано не было. 38-я маршрутка вообще считается в Ульяновске одной из самых аккуратных в плане соблюдения расписания: на минувшей неделе, например, здесь выполнено более 95 процентов заявленных рейсов, с чем, по данным Центра управления городом, справились еще лишь пять маршрутов. Все это и заставило прокуратуру обратиться в следственное управление СКР по Ульяновской области, которое возбудило уголовное дело.
Чем оно закончится и когда? МКУ «Организатор пассажирских перевозок» (та самая муниципальная структура, которая была создана под реорганизацию общественного транспорта в Ульяновске) утверждает, что все сделано законно: сроки по аукционам соблюдены, компании предупреждались о планируемом изменении вида перевозок еще в конце 2021 года. Мэрия, тем временем, заходит с другой стороны: готовится через иски в суд отзывать свидетельства у нерадивых перевозчиков на обслуживание ряда автобусных маршрутов. Вот что сказал по этому поводу мэр Вавилин:
- Расписание движения по-прежнему постоянно нарушается, хотя стоимость проезда увеличилась. При этом денежные средства за проезд у частных перевозчиков находятся вне зоны налогообложения: проверки показали отсутствие контрольно-кассовых машин. Штрафовать перевозчиков за это неэффективно, поэтому нужно идти в суды, чтобы массово лишать нарушителей свидетельств. Государственный транспорт готов на конкурентной основе работать на большинстве маршрутов, которые сегодня обслуживают индивидуальные предприниматели.
Одним из первых материалы в суд были направлены по маршруту №28. Справедливости ради, стоит сказать, что этот маршрут, связывающий новый город с дальним Засвияжьем, вызывает в последнее время много критики со стороны пассажиров и находится в «красной зоне» по соблюдению расписания. Но вот готов ли государственный общественный транспорт сейчас массово заменить частников – большой вопрос.
Простые ульяновцы всей душой выступают за нормальную работу городского общественного транспорта и, по-житейски, возможно, поддержали бы любые усилия мэрии по наведению порядка в этой сфере. Если бы почувствовали какие-то положительные сдвиги для себя. Но за минувший год их так и нет. Зато стоимость проезда поднялась до 28 рублей. В конце августа – в трамваях и троллейбусах, в конце сентября – в маршрутках с регулируемыми тарифами (оба повышения – дело рук органов власти), в конце октября – с нерегулируемыми. Директор МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Владимир Фадеев еще летом назвал такие тарифы справедливыми и обоснованными. Из обещанных в лизинг для ПАТП-1 150 автобусов средней вместимости (предположительно, «Симазов») пока не появилось ни одного. Причем, если поставить цель заменить все действующие маршрутки в Ульяновске подобными автобусами, то, по оценкам специалистов, их потребуется не менее 450 штук. Про эволюционный, постепенный путь перевода общественного транспорта на регулируемый тариф и на вместительные автобусы хорошо рассуждать, наблюдая этот транспорт из окна служебного автомобиля. А люди на остановках промучились еще целый год. Пока реорганизация системы перевозок в Ульяновске больше напоминает банальный передел рынка, где до пассажиров и их проблем никому нет дела.
Владимир Самарин.
Фото ya.ru