Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Проезд в маршрутках подорожал

Полторы недели назад в Ульяновске подорожал проезд во многих маршрутках. Произошло это неброско, без предварительного информационного «артобстрела», когда пассажиров загодя предупреждают через объявления в микроавтобусах или в новостях – мол, готовьтесь, граждане, с такого-то числа…И без громких реляций власти о том, что она не позволила перевозчикам задрать цены до 40, а то и до 45 рублей за поездку. На сей раз все сделано по-тихому.

  Стоимость проезда на разных маршрутах общественного автотранспорта в Ульяновске поднялась по-разному. В основном, до 28 рублей за билет, а в вечернее время - до 33 рублей. Среди маршрутов, охваченных нынешним подорожанием, оказались № 50, 90, 84, 82, 22, 68, 42, 52. В микроавтобусах, пересекающих Волгу, исчезла стоимость проезда по одному берегу, которая была на рубль дешевле основной – 25 рублей. Теперь куда бы ты ни ехал, платить нужно 28.
  Тихий характер этого повышения обусловлен, видимо, нежеланием властей привлекать лишнее внимание к раздражающему людей событию, а еще тем, что все идет по плану. Ведь нынешней «акцией» завершился процесс подорожания проезда в пассажирском транспорте Ульяновска, начавшийся в августе с электротранспорта. Сейчас цены до кучи подняты маршрутчиками, работающими по нерегулируемым тарифам. Эти перевозчики еще летом уведомляли мэрию (для них достаточно такой процедуры), что намерены с 19 августа увеличить минимальную стоимость проезда на своих автобусах до 28 рублей. Однако тогда так и не сделали окончательного шага - отложили.   А первыми неожиданно для всех тронулись вверх трамваи и троллейбусы муниципального «Ульяновскэлектротранса» («УЭТ»), в которых с конца августа за поездку стали брать 25 рублей по безналичному расчету и 28 рублей – по наличному. Полученный дополнительный доход, по информации МКУ«Организатор пассажирских перевозок», планировалось направлять на повышение зарплат сотрудников «УЭТ», закупку подорожавших запасных частей, оплату выросшей в цене электроэнергии, на строительство и ремонт путей и контактных линий.
  Не успели ульяновцы прийти в себя от трамвайно-троллейбусногот маневра, как за электротранспортом в направлении подорожания последовали маршрутки и автобусы, работающие по регулируемым тарифам (например, автобус №30). Про эволюционный путь перевода городского общественного транспорта на регулируемый тариф мэрия целый год вещает так, будто это решит все проблемы пассажирских перевозок в городе. Ведь регулируемые тарифы устанавливает власть, а не сам частный перевозчик, поэтому они якобы будут умеренными. И вообще, по словам главы Ульяновска Дмитрия Вавилина, сказанных на одном из совещаний в июле, мэрия планирует переторговать все автобусные маршруты, чтобы заместить частных перевозчиков, плохо соблюдающих расписание движения, государственным пассажирским транспортом ПАТП-1 и «Ульяновскэлектротранса» - автобусами средней и большой вместимости. Из муниципального бюджета перевозчикам с регулируемыми тарифами обещают компенсировать выпадающие доходы, если таковые имеются. Размер компенсации, правда, пока очень скромный – порядка 100 тысяч рублей для маршрута в год. Но, то ли, мол, еще будет. А будет, как оказалось, в первую очередь увеличение стоимости проезда, что и предсказывал «СК». Сообщая летом о переводе пяти маршрутов на регулируемый тариф, мэрия подчеркнула, что он составляет 25 рублей. Однако уже в конце сентября этот тариф был поднят до 28 рублей. Подходящее объяснение нашлось тут же. Областное Агентство по регулированию цен и тарифов привело следующие аргументы: «Целью настоящего приказа является поддержание положительного финансового состояния автотранспортных предприятий Ульяновской области. В настоящее время в связи с ростом налогов и в силу инфляционных процессов увеличилась затратная часть при осуществлении пассажирских перевозок. Об этом свидетельствует увеличение разрыва между себестоимостью и действующими тарифами, что ставит под угрозу не только безопасность перевозок, но и организацию процесса в целом. В целях сокращения убыточности автотранспортных предприятий Ульяновской области, предлагаем утвердить прилагаемые тарифы».
  Частники с нерегулируемыми тарифами, получается, последовали сейчас примеру подорожания, который подала им власть. Недавнее октябрьское повышение стоимости дневного и вечернего проезда на маршрутках – лишь последнее звено в длинной цепи. Все совершается под старую песню о росте цен на запчасти и машины, увеличении прочих расходов. А директор МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Владимир Фадеев еще летом называл стоимость проезда на ульяновском транспорте в 28 рублей справедливой и обоснованной. Непонятно, правда, почему даже при меньшей, «невыгодной», «ниже себестоимости» цене перевозчики старались, порой, с помощью взяток сохранить за собой обслуживаемые маршруты? В СМИ этот парадоксальный вопрос звучал неоднократно, но так и не удостоился внятного ответа со стороны властей. А ведь в сентябре по обвинению в получении такой взятки от перевозчика был осужден к лишению свободы чиновник городского управления дорожного хозяйства и транспорта.
  Пассажиры ульяновского общественного транспорта, конечно, недовольны ростом цен. Но больше всего они досадуют на то, что никакой рост цен не решает проблем с перевозками. Через месяц исполнится год, как городские власти объявили реорганизацию пассажирского транспорта. С тех пор только цены поднялись да новое учреждение по перевозкам появилось, а обслуживание ничуть не улучшилось, людям добраться до нужного места по-прежнему сложно – особенно в часы пик, вечером, в выходные. На минувшей неделе, по данным мэрии, только на семи маршрутах оказалось выполнено более 95 процентов заявленных рейсов, зато в «красной зоне» по соблюдению расписания находилось 42 маршрута. Прежде случались показатели еще хуже. Летом губернатор Алексей Русских на одном из совещаний высказался против подорожания проезда на маршрутках, раз они так плохо работают. Однако дальше, как видим, все произошло наоборот.
  Штрафы в 10-15тысяч рублей нерадивых перевозчиков исправить неспособны. Да и такие санкции, по словам Фадеева, можно применять только по результатам квартала. Лицензии у нарушителей расписания тоже пока не отзывают. Зато почти полгода на все лады повторяется «мантра» о приобретении в лизинг для ПАТП-1 150 автобусов средней вместимости (скорее всего, «Симазов»): 50 - до конца 2022 года, еще 100 – в 2023 году. Это звучало и на пресс-конференции в мэрии, и в интервью Вавилина, и на «прямой линии» губернатора, и при посещении Русских на днях ПАТП-1. Причем, впечатление такое, что каждый раз речь идет про какую-то новую партию автобусов. На самом деле, про одну и ту же, из которой пока не куплено ничего. Зато постоянно твердим «халва, халва». Вот что губернатор сказал на встрече в ПАТП-1:
- Мы продолжаем выводить из банкротного состояния ПАТП-1. Предприятие уже давно нуждается в полном оздоровлении. За прошедшие девять месяцев удалось продвинуться, но впереди еще много работы. Для нас важно, чтобы государственное предприятие ПАТП-1 стало крепким фундаментном для наведения порядка с общественным транспортом в регионе. В планах развивать транспортную сетку: в декабре планируем закупить 50 новых автобусов, к середине следующего года — еще 100.
  Не будем вдаваться в подробности, куда там особенно «удалось продвинуться», но отметим, что для приобретения 150 «Симазов» на условиях лизинга нужно более двух миллиардов рублей. Есть такие средства у предприятия, «выводимого из банкротного состояния»? На полноценную помощь из регионального бюджета тоже сложно рассчитывать. В областном правительстве вроде бы прорабатывается вопрос о переброске 20 млн рублей с программы модернизации ЖКХ на закупку автобусов. Но это же не два миллиарда, а в сто раз меньше. Да и у ЖКХ проблем тоже выше крыши. Тришкин кафтан какой-то получается.
…На тихое октябрьское повышение стоимости проезда в маршрутках ульяновцы, порой, реагировали очень остро. Соцсети обошел эпизод с маршрута №90, когда пассажирка и водитель устроили перепалку на предельных децибелах из-за того, что никаких предварительных объявлений о подорожании не было. На одном из заволжских маршрутов женщина на требование водителя заплатить 28 рублей спросила:
- Почему?
- Потому что подорожало, - ответил водитель.
- Это понятно. Я спрашиваю, почему подорожало? – уточнила пассажирка.
Шофер начал ей что-то втирать про дорогой бензин.
- Цены на бензин сейчас не растут! - парировала женщина. – Почему же все-таки подорожало?
Водитель больше не нашелся, что сказать. Оно и понятно: не он же принимает решения.
Автор Владимир САМАРИН.

Фото ulyanovsk.express