По тому, как идет конкурс на лучший проект развития территории бывшего суворовского училища, переданной Министерством обороны городу, можно сделать предварительный вывод, что сбываются худшие прогнозы наблюдателей - к финалу уверенно движется проект заполнения участка коммерческим жильем.
10 октября, как уже сообщалось, прошел первый этап конкурса, на котором была выбрана тройка победителей, допущенных ко второму этапу. От участников, которых было 15, требовалось предоставление жюри так называемого портфолио и эссе. Портфолио - это то, что имеется в багаже фирмы уже воплощенного в жизни или воплощаемого. А эссе - текст, в котором авторы проекта описывают его цели и открываемые перспективы. И да не обидятся на меня прошедшие во второй этап конкурсанты, но впечатление эти эссе производят фантазерское, жалкое и вымученное. Как будто авторы пытались своими текстами закамуфлировать главное и единственно реальное в их проектах - то самое жилье.
Эссе опубликовал новостной портал Ulpressa.ru. Не буду подробно их цитировать и не буду называть фирмы, которые эти эссе подготовили. Обозначу их как проект №1, проект №2 и проект №3.
Проект №1: «В Ульяновске авторы предлагают обеспечить пешеходную проницаемость территории бывшего суворовского училища, создать международный центр, где будут представлены проектные команды и представительства различных наций, построить новое здание Ульяновского областного художественного музея и молодежный арт-кластер; отдать около 2 га частному инвестору под жилую застройку. Основной задачей проекта разработчики называют поиск баланса частных и общественных интересов». Дальше следует само эссе, которое и топчется вокруг этого поиска «баланса интересов». «На наш взгляд, рассматриваемая территория обладает потенциалом не только для решения городских задач, но может стать важным культурным центром федерального и даже международного значения». Поскольку, дескать, «в ближайшее время потребуется восстановление и развитие международных связей», тут-то и пригодится международный центр. Под него предлагается отдать кадетский корпус. А вокруг него построить новое здание Художественного музея и молодежный арт-кластер. В Художественном музее будут организовываться выставки произведений искусства из лучших музеев России и мира и даже могут быть созданы их филиалы.
«Арт-кластер, формирующий вместе со зданием кадетского корпуса уютный внутренний двор и новое общественное пространство с летним амфитеатром, должен в первую очередь решать проблему оттока перспективной молодежи из города. Здесь должны появиться пространства, в которых хочется работать и проводить время, где будут созданы условия, при которых человек хотел бы развиваться и реализовываться. Основное наполнение - это офисы, коворкинги, мастерские, лекториумы, но также здесь найдется место и выставочным пространствам, киноконцертному залу, кафе и т.д.». Эти кластеры, коворкинги, пространства, общественные пространства, лекториумы кочуют по всему тексту эссе. Ну и плюс жилье. Вернее, жилье плюс воздушные замки в виде международного центра (новая версия Нью-Васюков), нового здания Художественного музея, молодежного арт-кластера. В проекте №1 принимала участие некая московская архитектурная студия, что и заметно: денег у Москвы немерено, и Собянин, например, все, что угодно, может построить. Но в Ульяновске, напомню я этим москвичам, лет 20 уже не находится средств на строительство хотя бы пары общественных туалетов, хотя бы в Ленинском районе, хотя бы в центре этого района. Так о каких новых зданиях музеев и филиалах Лувра и Дрезденской галереи речь-то идет? Словом, все это бред и думаю, преднамеренный, за которым и маячат «частные интересы» в виде жилого квартала.
Проект №2: «Территорию бывшего СВУ авторы видят круглогодичным образовательным кластером «Курс» с созданием музейных пространств, образовательных, досуговых площадок, с культурным программированием». «Территория проектирования рассматривается как часть единой городской ткани, - говорится в эссе. - Для нас важно создать уникальное пространство, которое будет востребовано жителями, которое вступит в диалог с городом и уже существующей системой пространств и функций. Формируются пешеходные улицы, территория проектирования поддержит существующий зеленый каркас города. Функции зданий переходят во двор, позволяя стейкхолдерам пользоваться уличным пространством - театр, лекция, музей под открытым небом и т.д.». И еще: «Пространство «Курс» станет местом, которое свяжет исторический контекст и технологическое будущее, позволит преодолеть разрыв между будущим и прошлым. Это возможно благодаря современным подходам к проектированию и бережной работе с историческим контекстом территории, объединению в дизайне технологии и традиций. На примере территории можно исследовать идентичность, проявить историческое прошлое Симбирска, Ульяновска, поместить память в современные условия и транслировать ее актуальными приемами дизайна». Авторы проекта №2 с их стейкхолдерами из Санкт-Петербурга, ну и чешут контекстом, технологией и дизайном, что называется, на всю ивановскую, так что рядовой ульяновец, которому тут жить, вряд ли из этой словесной вязи поймет, к чему питерские все-таки клонят.
Проект №3: «В концепции для Ульяновска архитекторы предлагают сделать в здании бывшего суворовского училища филиал одной из центральных школ и разместить в нем различные направления дополнительного образования. На свободной от застройки территории авторы видят современное общественное пространство с разнообразными функциями: образование, творчество, рекреация, музейный комплекс, жилое пространство». Эти мысли в разных вариациях и изложены несколько раз в тексте эссе: «Свободная от застройки часть участка (южнее ул. Льва Толстого) (застраивается) новыми объектами с различным функциональным наполнением. Полифункциональность территории позволит (реагировать) на интересы различных групп пользователей пространством, а также увеличит количество часов пребывания пользователей на проектируемой территории: образовательная и музейная функции - утреннее и дневное время, отдых и развлечение - дневное и вечернее, жилье - весь день, включая ночное время...». Эти проектанты из Москвы.
Одно только совмещение на этом клочке земли отдыха и развлечений горожан с жилой застройкой является, на мой взгляд, абсурдом. Как проектанты представляют себе жизнь людей в новопостроенных домах в соседстве с кластерами, коворкингами, стейкхолдерами, театрами под открытым небом, киноконцертными площадками, на которых люди будут, по задумке конкурсантов, тусоваться до ночи? И не понятно, о каком поиске баланса между общественными интересами и частными идет речь. Земля - городская, так о чьих частных интересах говорят, пофамильно? Представление же у авторов проектов об Ульяновске, вероятно, такое, что у нас тут не хватает развлечений и зрелищ, почему и бежит из города молодежь. Но буквально в сотне метров от территории бывшего СВУ находится драмтеатр - на улице Советской, Дворец профсоюзов, он же Культурно-досуговый центр молодежи (КДЦМ), он же с некоторых пор Дворец культуры Губернаторский - тоже на улице Советской. Чуть подальше, на улице Карла Маркса - торгово-развлекательный центр «Версаль». Метрах в 300-х от него - Ленинский мемориал. Прилегает к территории бывшего СВУ Кукольный театр. Повсюду сценические площадки и в большинстве перечисленных объектов - киноконцертные залы. На другом берегу Свияги стоит торгово-развлекательный центр «Аква-Молл» и это уже средоточие вообще всех на свете развлечений. Куда еще-то? Возможностей образования и развития тоже в достатке. На расстоянии 10-15 минут ходу от этой территории расположены четыре вуза: Ульяновский государственный, Ульяновский государственный технический, Ульяновский государственный педагогический университеты и Сельхозакадемия. Не хватает же городу площадей для Художественного и Краеведческого музеев и парков.
Авторы проектов, не прошедших во второй этап конкурса, предлагали разместить на новом участке, в числе прочего, детский городок со спортивными площадками, скейт-парк и проч., что лично я считаю тоже излишним. Детских и спортивных площадок в городе, по-моему, уже больше, чем самих детей. Согласен с архитектором Олегом Владимировым, написавшим, что после сноса казармы СВУ открылся совершенно новый вид на кадетский корпус, который предстал прекрасным и величественным дворцом. Я бы сказал даже - дворцовым комплексом. На холме. Это и есть главная ценность переданной городу территории, вокруг которой и надо строить концепции.
Дворец уникален для Ульяновска, ничего подобного у нас больше нет. От него исходит дыхание веков и спокойствие, что создает позитивную ауру территории в целом. Но строительство по соседству жилого квартала сразу и бесповоротно производимое зданием кадетского корпуса впечатление убьет, обнулит, если выражаться по-современному. К тому же строительство многоэтажек может спровоцировать то, что спровоцировала в свое время попытка восстановления Троицкого собора на площади Ленина, когда при вбивании свай под него пошли трещинами здания Художественного музея, Дворца книги и Сельхозакадемии. Так что возведение собора пришлось свернуть. Здесь же под угрозой кадетский корпус, здания горадминистрации и типографии. И поэтому жилье на этом участке - наихудший вариант. Открытые улица Льва Толстого и переулок Краснознаменный, парк, пешеходные дорожки и старинный дворец из красного кирпича - больше ничего не нужно. Чем заполнить помещения кадетского корпуса, можно решить в рабочем порядке. Но, как написал в реплике на комментарий Владимирова Вячеслав Гуринович, «в варианте с жильем светится Рябов. Тяжелая артиллерия сметет все на своем пути, а так как он в городе давно не живет, то ему пофиг». Да, проблема в том, что и Рябов теперь не ульяновец, и большинство областной управленческой команды не ульяновцы, и городская власть по сути своей не ульяновская, и всем им Ульяновск и ульяновцы по большому счету до фонаря. Конкурс же - это ширма, за которой готовится очередное и уже привычное глумление над общественными интересами, над интересами города, собственно говоря.
Автор Геннадий ЯКИМЧЕВ.
Фото из свободных источников