Бодро объявленная несколько месяцев назад очистка Винновской рощи от загрязнений нефтепродуктами пока так и не началась. Тем временем возникли сомнения, а нужна ли вообще эта очистка. На прошлой неделе проблему обсудил на своем заседании аграрный комитет Законодательного Собрания области (АК ЗСО).
Бодро объявленная несколько месяцев назад очистка Винновской рощи от загрязнений нефтепродуктами пока так и не началась. Тем временем возникли сомнения, а нужна ли вообще эта очистка. На прошлой неделе проблему обсудил на своем заседании аграрный комитет Законодательного Собрания области (АК ЗСО).
Нефтепродукты, а точнее мазут, в протекающих по роще ручьях был обнаружен много лет назад. Были попытки установить виновника его появления, но они закончились, похоже, ничем. По крайней мере, сообщений о том, что кто-то привлечен за это к ответственности, не было, и проблему предали забвению. Но в этом году вокруг нее резко активизировались, объявив, что роща будет очищена на федеральные деньги. Слой почвы толщиной в 60 сантиметров по берегам ручьев уберут, а взамен привезут чистую землю. Потом в нее высадят характерные для рощи растения. Быстро нашелся подрядчик, который взялся выполнить эту работу, причем вручную, за 250 миллионов рублей. «Облзаказчику», куратору работ со стороны властей, деньги уже перечислены.
Однако лето прошло, но, как выяснилось, к работам в Винновке и не приступали, поскольку производить их запретил Росприроднадзор, посчитавший проект недоработанным и неполным. «Мы понимаем с вами, что к Винновской роще сильно приковано внимание общественности, - цитирует председателя АК Вячеслава Ковеля Ulpressa.ru. - Мы пытаемся содержать ее на высоком уровне, так как это природоохранная зона и «легкие» Ульяновска. С 2000 года неоднократно поступали инициативы о приведении территории Винновской рощи в порядок, привлечении федеральных ресурсов для проведения соответствующих работ. Однако появились и другие группы, которые обращаются и сопереживают не меньше, чем инициаторы проведения работ по рекультивации. Но сегодня мы понимаем, что в этих обращениях есть истина и подтверждения. Не согласиться с их позицией мы не имеем права». Ковель имеет, вероятно, в виду мнение той части общественности, которая считает, что работы по очистке нанесут экосистеме рощи непоправимый ущерб, и проводить их не нужно, а почва очистится со временем сама. Добавило аргументов на эту чашу весов недавнее исследование областным Центром гигиены и эпидемиологии проб воды из ручьев, показавшее, что вода эта фактически питьевая. В начале заседания Вячеслав Ковель заявил, что министерство природы Ульяновской области вводит губернатора в заблуждение, рассказывая о задержках в работе по рекультивации.
Минприроды парировало, что они тоже мониторят воду в Винновской роще и не только из ручьев, но и подземную, в которой находят очень большое содержание нефтепродуктов, так что очистка рощи необходима. И что у них тоже есть вопросы к подрядчику и «Облзаказчику», представившим неполноценный проект, завотированный Росприроднадзором, без санкции которого начало работ невозможно. В связи со словами представителя министерства природы возникают новые вопросы. Если мазут обнаруживается в подземных водах, то как можно от него в этих водах избавиться, сняв всего лишь 60-сантиметровый слой грунта с поверхности? Может, и источник-то мазута там, под землей, ведь в ручьях вода, как установил Центр гигиены и эпидемиологии, чистая, и ее пить можно? И вообще, по-моему, как-то странно что-либо с этой проблемой делать, не выяснив досконально, в чем ее причины. Представитель подрядчика (фирмы из Татарстана) в свою очередь сказал, что условие производства всех работ вручную соблюсти нереально, поскольку есть операции, которые без ввода на территорию рощи техники выполнить не удастся. Но роща - особо охраняемый природный объект, куда техника заходить не может.
Зампредседателя ЗСО Василий Гвоздев заметил, что доверяет профессионалам, проводившим экспертизу и считающим, что без очистки не обойтись, значит, делать ее нужно. И нужно, на его взгляд, работать с населением. Нужно ему разъяснять суть дела. «Если завтра выйдет активный товарищ и выступит против, то вы и деньги назад вернете, и ничего не сделаете, так как общественное мнение встанет на сторону тех, кто эту «лодку» раскачает. Почему вы не занимаетесь людьми и профессионально не сопровождаете эту работу? Где общественный совет, информационный план? Город также должен в это включиться». Краток был Матвей Володарский, заявивший, «что рекультивация приведет к масштабной экологической катастрофе, и правительство просто намерено освоить федеральные деньги», - передает Ulpressa.ru слова депутата, предложившего провести по теме «круглый стол» и запросить мнение экспертов федерального уровня.
Несколько месяцев назад «СК» уже писал об этой проблеме. В той статье мы приводили пример естественной очистки почвы от нефтепродуктов. Речь шла о территории совхоза в Сурском районе, на которой многие годы базировалась сельхозтехника, выжегшая весь этот участок дотла. На нем ничего не росло - даже всеядный бурьян, и при проходе через него казалось, что идешь прямо по болоту горюче-смазочных материалов. В 90-х годах совхоз развалился, вся его техника испарилась, и сейчас и не подумаешь, что это была выжженная пустыня. Летом на территории бывшего совхоза буйно растут травы и цветут луговые цветы. А еще нас смутила стоимость «оздоровления» Винновской рощи - 250 миллионов рублей, на которые, по нашим ориентировочным подсчетам, можно с нуля построить двухполосную асфальтированную дорогу длиной 25 километров. Это, примерно, как от парка Победы в Ульяновске до поворота с трассы на Новоульяновск. Правда же, впечатляет.
Автор материала: Сергей ПОЛЕНОВ