Пока ульяновцы активно обсуждают, что должно быть на территории суворовского училища, которую Минобороны отдает городу, девелоперы готовят проекты тотальной застройки этой территории жильем. Сейчас решается, чьи интересы перевесят, появятся ли у Ульяновска возможности для развития, для того, чтобы стать интереснее.
И что может дать ему московский помощник губернатора по архитектуре. Разбираемся…
Пока ульяновцы активно обсуждают, что должно быть на территории суворовского училища, которую Минобороны отдает городу, девелоперы готовят проекты тотальной застройки этой территории жильем. Сейчас решается, чьи интересы перевесят, появятся ли у Ульяновска возможности для развития, для того, чтобы стать интереснее.
Куда послать туриста?
Когда речь заходит о привлекательности Ульяновска, вспоминается встреча, которая произошла года два назад. Двое москвичей обратились к нашей компании с вопросом, что интересного посмотреть в городе. Пару часов они провели на Венце. Все нравится, Волга потрясающая… Но что еще? Вскользь они упомянули, что по роду своей деятельности объездили почти всю Россию и везде интересуются городскими достопримечательностями. Такая искушенность гостей города сильно озадачила. Чем их удивить? Можно было посоветовать посмотреть музей гражданской авиации, но он работает до пяти вечера, да и ехать туда далеко. В общем, мы их отправили в Заповедник «Родина Ленина».
До сих пор как-то неловко вспоминать этот эпизод. Вряд ли москвичи ожидали, что их путешествие завершится прогулкой вдоль добротных деревянных заборов и домов, туда и обратно, без возможности зайти в музеи (было часов шесть вечера, а музеи работают до 17.00) или хотя бы заглянуть в старые симбирские дворики. Без шансов посидеть где-то за чашкой чая, купить сувениры, пройти через исторические переулки на соседнюю улицу.
Ульяновску явно не хватает интересных общественных пространств для досуга. Вся жизнь концентрируется на Венце, фактически на пятачке. У заброшенного здания филармонии уже пустовато, хотя несколько лет назад здесь проходили концерты и кинопоказы под открытым небом. У ветрового органа, еще одной заброшенной достопримечательности, оборваны все струны. А когда-то перед ним толпились туристы, прислушиваясь, не запоет ли, наконец, эта «эолова арфа», прославленная с подачи местной власти на всю страну своими мифическими способностями озвучивать волжские ветра. Во Владимирском саду почти никто не гуляет, а на кафе «Улыбка», которое, кажется, всегда здесь было, висит объявление: «Продам».
Распил или развитие?
Передача территории суворовского училища в городскую собственность открывает перед Ульяновском такие возможности, о которых другие города и не мечтали. На прошлой неделе сразу на нескольких площадках (плюс на нескольких ресурсах в Интернете) обсуждали, что там можно разместить, какие ожидания с этим местом связаны.
Ульяновцы в большинстве своем хотят видеть здесь место для прогулок - парк, пешеходную зону, насыщенную интересными объектами для людей всех возрастов. Историки, краеведы, музейщики, архитекторы, художники, скульпторы выступают за создание на этой территории музейно-театрального квартала – культурной площадки федерального масштаба. За то, чтобы в здании Кадетского корпуса разместились выставочные пространства Краеведческого и Художественного музеев, которые из-за жесткого дефицита площадей показывают незначительную часть своих фондов.
Исполнительный директор Фонда «Ульяновск – культурная столица» Татьяна Ившина высказалась за развитие креативных индустрий. По ее словам, уже сейчас 40 «творческих бизнесов» готовы занять площадь в девять тысяч квадратных метров (вся площадь Кадетского корпуса – 12 тыс. кв.м. – Ред.). Что это за «бизнесы», комментировать для СМИ она отказалась, сказала, что не считает нужным, сообщает главный редактор Улпрессы Дмитрий Ежов.
Проекты девелоперов на открытое обсуждение, понятно, не выносят. Они проходят в узком кругу. Среди предложений - варианты тотальной жилой застройки, убивающие всякую возможность развить эту территорию в интересах города.
Курировать тему (и, вероятно, влиять на принятие решения) будет помощник губернатора по вопросам архитектуры москвичка Ольга Мельникова, которая до недавнего времени либо понятия не имела о богатой истории объекта, которым вплотную занялась, либо намеренно игнорировала ее. Иначе не объяснить ее попытку на самом старте, без какого-либо обсуждения, отдать это историческое место питерским креативщикам, которые планировали создать в Кадетском корпусе центр молодежной киноиндустрии (статья «СК» «Другой центр для Ульяновска» в номере за 5 августа).
Подытоживая первое общественное обсуждение темы, госпожа Мельникова предложила провести «конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции, но только вкупе с «финмоделью». Хотя понятно, что если финансовую модель с самого начала ставят во главу угла, то судьбу проекта неминуемо продолжат решать в кулуарах с деловыми людьми в разрезе их интересов. Такое у нас было много раз, и раньше с этим отлично справлялись жуликоватые чиновники.
О компетенциях нового помощника губернатора по архитектуре пока сложно судить. Почему Ольга Мельникова получила такую власть? В своем телеграм-канале она пишет длинные тексты, которые можно было бы писать в тех же словах о любом другом городе. Что она может дать Ульяновску? Логично, если приглашенный специалист призван решать масштабные задачи на высоком уровне. Собственно, именно это сейчас и нужно. Ведь совершенно очевидно, что и развитие части исторического центра, которая вернулась в собственность города, и реставрация Кадетского корпуса, потребуют значительных средств, которых нет в бюджете. Бизнес, который жаждет получить эту «золотую» землю, тоже не принесет сюда необходимых денег. Нужна работа на федеральном уровне, изучение возможностей включиться в какую-то программу, нужен хороший проект, который получит государственную поддержку. Это уже сделали многие города. И у Ульяновска шансы для успеха велики, ведь речь идет об исторической территории, пропитанной военно-патриотической темой разных эпох. Другого такого места в Ульяновске нет, да и в стране их немного.
По идее сегодня стоит вопрос, использует ли Ульяновск уникальный, один на миллион, шанс реализовать в своем историческом центре проект, открывающий новые горизонты для развития не только городской инфраструктуры, но и ведущих учреждений культуры. Или все-таки разыграют эту территорию незатейливо, по жлобскому варианту: застроят плотно жильем, парковками, обнесут заборами. Кадетский корпус в этом случае защищен законом от посягательств девелоперов, но с ним поступят по средствам - подлатают крышу, восстановят отопление и запустят туда тех, кто захочет и сможет заплатить. Ведь все-таки надо признать, что креативным индустриям, за которые ратует госпожа Ившина, не нужно 9 тысяч кв. метров, им вполне достаточно помещений в «Квартале» (или все проще: креатив только в том, чтобы отдать историческое здание бизнесу под офисы). Музеи в этом случае останутся при своих интересах и без каких-либо перспектив получить дополнительные площади.
Теперь уже понятно, что решение в пользу этого второго варианта было принято заранее, но активная позиция горожан скорректировала сценарий. Значит, наше мнение пока что-то значит. Принимайте участие в обсуждении, не ограничиваясь заполнением опросника, который запустила власть. Потому что эта «система ниппель» традиционно заточена под нужный результат. Очень подробно тему освещает медиапортал «Улпресса». Оставляйте свои комментарии там или на любой другой площадке в Интернете, где идет обсуждение. Нельзя допустить варварского использования этой территории.
Автор материала: Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА