Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Чай не пьешь – какая сила?..

Производитель чая «Липтон» решил свернуть свою деятельность в России. Генеральный директор ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе» Рамаз Чантурия не слишком грустит по этому поводу, как видно из его комментариев. А мне вот грустно. Потому что «Липтон» был одним из немногих доступных по цене брендов в нынешней России, которые можно пить с ощущением того, что пьешь все-таки чай, а не бурду.

На днях появилась информация о том, что работу в России прекращает владелец чайного бренда «Липтон», а также «Брук Бонд» - компания Ekaterra. Она имеет чаеразвесочную фабрику в Санкт-Петербурге. Производство планируется остановить к концу 2022 года, тогда прекратится продажа и дистрибуция компанией своей продукции в России. В Ekaterrа решение свернуться объяснили невозможностью стабильно развивать бизнес в текущих условиях. Глава «Росчайкофе» Чантурия предполагает, что фирма продаст внутри страны либо оборудование, либо целиком производство, что якобы сделать проблематичнее, потому что производство в черте Петербурга довольно затратно по причине различных законодательных ограничений. По мнению Чантурии, уход производителя «Липтона» не вызовет переполоха на российском рынке и в какой-то мере положительно скажется на объемах производства отечественных чайных компаний – у них появится дополнительный стимул расширения выпускаемой продукции. Насчет объемов, действительно, можно не сомневаться: образовавшуюся дырку другие фирмы закроют. Вопрос – чем? До качества «Липтона» могут и не дотянуть. Мы уже научены горьким опытом, что ослабление конкуренции в России со стороны иностранцев обычно ведет к снижению качества оставшихся товаров при одновременном их подорожании.

Качество чая в нашей стране подвергалось атакам не раз с тех пор, как он попал к нам. Есть версия, что китайский чай появился в России в 1638 году, когда был привезен в подарок царю русским послом из Монголии. Напиток был опробован боярами за царским столом и, как ни странно, понравился. В завоевании чаем России вообще много необычного. Казалось, чаепитие не имело перспектив закрепиться в нашей стране: чайные кусты здесь не росли, заварка привозилась издалека и вначале была по карману только богатеям, для приготовления и употребления напитка требовалось много приспособлений – самовар, труба для него, заварочный чайник, чашки, блюдца… Но, вопреки всем трудностям, чай постепенно покорил Россию и стал народным напитком. Также народ научился ценить хороший чай и поддерживал его своим выбором, отвергая суррогат. Вот что писал во вступлении к своим книгам про чай и водку дотошный автор произведений о кулинарии Вильям Похлебкин: «Воспитанный столетиями на настоящем китайском натуральном чае ручного сбора и ручной обработки великоросс центральных губерний России обладал хорошим иммунитетом против фальсифицированного чая, который начал наводнять Российскую империю на рубеже XIX и XX веков, в период бурного развития капитализма в стране и роста городского пролетариата, когда из разоренной и голодной деревни в города хлынула масса чернорабочих людей, не имевших ни своего жилья в городе, ни сколь-нибудь определенной профессии, способной дать человеку мало-мальски приличный заработок. Но даже эти беднейшие слои русского молодого рабочего класса сравнительно быстро разобрались в отличиях настоящего чая от фальсифицированного, и последний, производимый в основном фирмой Высоцкого, не получил распространения в Центральной России и сбывался главным образом на Украине (где чай широко не прижился. – Авт.) и отчасти в Петербургской губернии. В результате на Украине еще более закрепилось отрицательное отношение к чаю, ибо там его не только не знали и не понимали в нем толк, но и, постоянно получая самые худшие, самые низкие сорта или даже подделки чая, так и не поняли, что значит настоящий чай».

В советское время, когда полки магазинов заполонил грузинский чай, уступавший по качеству импортному листу из Азии, люди старались где-нибудь достать индийский, хотя в его смеси первого сорта, по данным того же Похлебкина, натурального индийского чая было лишь 15 процентов и 5 процентов цейлонского, остальное – ерунда. В 1990-е перестроечные годы под видом черного чая чего только в России не продавали: один человек, работавший на частной развесочной фирмешке в Москве, говорил мне, что «купажи» там готовили по принципу «лопата чая, лопата опилок». Появление в России в годы перестройки множества частных чаеразвесочных кампаний сильно ударило по качеству напитка в нашей стране еще и потому, что закупать товар им приходится у зарубежных оптовиков-перекупщиков, которые сбрасывают цены только на старый или низкосортный чай. Советский Союз от этого спасали массовые централизованные закупки свежесобранного листа в той же Индии, напрямую от производителей, под контролем качества со стороны обоих государств. Более-менее нормальный чай по приемлемой цене стал возвращаться в российские магазины только в XXI веке после появления на нашем рынке ряда солидных иностранных брендов с мировым именем. «Липтон» был среди них: эта торговая марка зарегистрирована в Великобритании еще в 1890 году. С тех пор владельцы не раз менялись, но курс на достойное (пусть и не высшее) качество и средний ценовой диапазон чая постоянно выдерживался, в том числе в России. Поэтому я сожалею об уходе «Липтона». А Рамазу Чантурии заварку, возможно, присылают в подарок из самого Дарджилинга – как главе «Росчайкофе». Тут и не всполошишься.

Автор материала: Владимир САМАРИН

Фото тематическое