Ульяновские поликлиники переходят на новый метод работы. Участковые врачи не будут приходить по вызовам пациентов. Вместо них приедет «неотложка» с фельдшером.
Ульяновские поликлиники переходят на новый метод работы. Участковые врачи не будут приходить по вызовам пациентов. Вместо них приедет «неотложка» с фельдшером.
Одна за всех
В «СК» позвонила читательница и рассказала, как на своем опыте испытала новшество, которое вводит региональный Минздрав.
Эта женщина вызвала врача на дом, рассчитывая на встречу с доктором, которая давно работает на участке, хорошо знает своих пациентов, а, значит, полагала больная, назначит лечение с учетом всех уже имеющихся у нее хронических заболеваний и препаратов, которые она принимает на постоянной основе. Но ожидание сильно затянулось, хотя у врача, судя по расписанию, уже заканчивалось время визитов по вызовам. Решилась позвонить лично и услышала: «А я к вам не приду, теперь новые правила, по вызовам может приезжать только «неотложка».
«Неотложка» приехала к вечеру. Замотанная фельдшер слушала пациентку и параллельно что-то писала. Спросила: «Может, в стационар дать направление? Там все-таки наблюдение». Потом подала листок, попросила подписать: «Это о том, что я у вас была и что вы отказались от госпитализации».
- Конечно, она меня и не выслушала толком, - говорит собеседница «СК». – Было шесть часов вечера, а у нее еще длинный список вызовов. Как я поняла из ее слов, в нашей поликлинике одна бригада неотложной помощи, и на нее перевели все вызовы, по которым раньше ходили все терапевты. Работать с такой нагрузкой невозможно (все это она рассказывала на ходу и снимая бахилы в коридоре), после вызовов еще придется оформлять документы по каждому пациенту. А у многих больничные. Честно говоря, толку от ее посещения было не много, да и сама она это понимала. Сказала, прощаясь: «Если лучше не станет, вызывайте снова».
Женщина, позвонившая в редакцию, просила не называть ни ее, ни поликлинику, в которую она обращалась, чтобы никак не навредить фельдшеру, которая, не выдержав, разоткровенничалась с ней. Нашей читательнице непонятно, в чем смысл преобразований. Раньше говорили, что будущее за семейными врачами, которые длительно наблюдают за пациентами, знают историю их хронических болезней, лечения. Теперь же на вызов, то есть в острый момент болезни, когда важно сделать правильное назначение не только лекарств, но и обследований, будет приезжать фельдшер, у которого перед глазами поток больных и жесткий лимит времени. Причем понятно, что дальше будет только хуже, потому что сейчас наверняка поликлиники принимают минимальное количество вызовов.
Экономят на зарплате?
На условиях анонимности доктор одной из ульяновских поликлиник подтвердила, что региональный Минздрав, действительно, вводит новую модель работы. Пока на нее перешли не все поликлиники, но вероятно, перейдут. По словам нашей собеседницы, перевод вызовов на «неотложку», скорее всего, затеяли для того, чтобы оптимизировать расходы, в частности – сэкономить на оплате труда и терапевтов, и фельдшеров. Ковидные времена подкосили финансовое положение здравоохранения. Но об этом, конечно, никто не будет говорить официально. Официально мы переходим на «передовую» модель первичного звена, которую уже обкатали в крупных городах.
Как выяснилось, Ульяновск перенимает опыт Москвы, Подмосковья и Нижнего Новгорода. Там такое практикуют давно. Если посмотреть в открытых источниках статьи на эту тему, то проект должен быть подкреплен хорошим финансированием и ресурсами. Речь идет о создании новой «неотложки», специализирующейся на работе по вызовам. Эти службы должны быть оснащены необходимой аппаратурой для проведения диагностики на дому, а также всем необходимым для связи, если это понадобится, с узкими специалистами или участковым терапевтом посредством телемедицины. По официальной версии, все это затеяли, чтобы повысить качество работы участковых терапевтов, которые разрываются между работой на приеме и по вызовам. Все это в теории. Как система работает на практике, надо, очевидно, спрашивать не у чиновников, а у пациентов. Логичнее кажется система, когда у врача нагрузка, позволяющая ему не «разрываться», а оплата труда – позволяющая достойно жить.
Уже понятно, что ульяновское здравоохранение будет перенимать «передовой» опыт в экономварианте. Вряд ли мы увидим «неотложки», вооруженные всем необходимым до зубов, которые прилетают к пациенту в течение двух часов с момента вызова, как это декларируют. Но что-то увидим… Особенно – ближе к осени, когда вирусные заболевания активизируются.
Автор материала: Елена ЛЮБИМОВА
Фото тематическое