Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Блуждание общественного транспорта

Реформы общественного транспорта в постсоветском Ульяновске принесли положительный эффект лишь однажды: когда в годы перестройки в помощь большим автобусам (в основном - «Икарусам») на городские улицы вышли частные маршрутки. Тем временем, перевозка пассажиров в Ульяновске под болтовню о грядущих переменах дошла сегодня до крайности – людям добраться до нужного места становится все труднее.

Реформы общественного транспорта в постсоветском Ульяновске принесли положительный эффект лишь однажды: когда в годы перестройки в помощь большим автобусам (в основном - «Икарусам») на городские улицы вышли частные маршрутки. Больших автобусов тогда банально не хватало, их люди в «часы пик» брали штурмом, и маршрутки сняли напряжение – особенно при пересечении Волги. Других достойных примеров с решением транспортных проблем у нас не было. Потуги и декларации были, однако реально менялась только стоимость проезда – в сторону увеличения. А перевозка пассажиров в Ульяновске под болтовню о грядущих переменах дошла сегодня до крайности – людям добраться до нужного места становится все труднее.

Массово появившись в городе, частные маршрутки играли поначалу позитивную роль. Но постепенно они выдавили государственные «Икарусы» и начали диктовать свои жесткие условия в отсутствие конкуренции. Маршрутки сейчас сами превратились в больной организм, не справляющийся с перевозками, делающий их для пассажиров вечным кошмаром. Чиновники, в свою очередь, в последнее время часто говорят о реформах, однако ситуация к лучшему не меняется. Общественный транспорт Ульяновска блуждает где-то в этих реформах, без четких перспектив выехать к людям.

Очередная вспышка разговоров властей о путях решения транспортных проблем случилась в конце прошлого года. За три ближайших года предполагалось существенно обновить подвижной состав, в том числе с помощью льготного лизинга: внедрить в Ульяновске автобусы средней и большой вместимости. Тогда же мэр Ульяновска Дмитрий Вавилин в интервью сказал, что в течение 2022 года город планирует полностью перевести маршруты на регулируемые тарифы, чтобы держать цену на проезд умеренной.

Сейчас на дворе конец июля 2022 года. По данным прошлой недели, лишь на трех городских автобусных маршрутах соблюдался график движения – подобная картина, увы, стала привычной. Уже больше месяца МКУ «Организатор пассажирских перевозок» (специальная структура, созданная под реформу) мусолит тему о торгах по переводу пяти автобусных маршрутов - №4, 10, 28, 38 и 68 – на регулируемые тарифы, это подается как новость почти еженедельно. Еще по поводу перевода семи маршрутов идет процесс согласования. Плюс ранее якобы расторговано 13 маршрутов. Все это позволило мэру Вавилину заявить, что в августе-сентябре основные, магистральные маршруты Ульяновска будут работать по регулируемым тарифам. Вряд ли термин «магистральные» согреет пассажиров, когда в Ульяновске сегодня более 60-ти автобусных маршрутов и каждым кто-то пользуется, раз они существуют.

Регулируемые тарифы, напомним, устанавливает власть, а не сам частный перевозчик. Из муниципального бюджета частнику должны компенсировать выпадающие доходы, если таковые имеются. В торгах по пяти упомянутым маршрутам фигурирует размер компенсаций порядка 100 тысяч рублей в год – где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Таковы выделенные лимиты. Маршрутчики же утверждают, что эти суммы ни о чем: выпадающих доходов за год наберется на миллионы рублей. Однако, по словам директора МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Владимира Фадеева, все эти маршруты прибыльные. Рассудить стороны могла бы бухгалтерия перевозчиков, только уж слишком она непрозрачна. По крайней мере, суммы, собранные с пассажиров, проверить невозможно: ведь билеты в маршрутках Ульяновска в обязательном порядке никогда не выдавались – в отличие от многих других городов, той же Самары, например.

Говоря о переводе общественного транспорта на регулируемые тарифы, Дмитрий Вавилин отметил, что власть не может оставить пассажиров один на один с недобросовестными перевозчиками, готовыми установить цену проезда в 35, 40 и даже 45 рублей. Любопытно, какими станут нерегулируемые тарифы, которые после ближайших пертурбаций сохранятся на четырех десятках маршрутов? Впрочем, и регулируемые город, вероятно, планирует поднять на сколько-то по сравнению с действующими сейчас. Интересно, как это согласуется с позицией губернатора, который на одном из недавних совещаний выступил против подорожания проезда на маршрутках? Или это было сказано для красного словца? А основной вопрос, волнующий пассажиров: будет ли при регулируемых тарифах соблюдаться расписание маршруток? Ведь его нарушение – одна из главных нынешних проблем.

На совещании у губернатора в начале июля Вавилин сказал, что применяемые сегодня к маршрутчикам штрафы должного результата не приносят, поэтому мэрия планирует переторговать все автобусные маршруты с целью заместить частных перевозчиков государственным пассажирским транспортом ПАТП-1 и «Ульяновскэлектротранса», чтобы недобросовестные частники, которые не выполняют расписания и не имеют собственной производственной базы, лишились возможности работать в городе. Позднее, в интервью блогерам, глава Ульяновска отметил, что планируется до марта 2023 года закупить для ПАТП-1 150 автобусов «Симаз» (50 из них – до декабря 2022-го), чтобы поставить на маршруты вместо фургончиков частных перевозчиков. Наличие у предприятия крупных и больших автобусов – одно из условий торгов. Однако и тут есть подводные камни. По некоторым оценкам, чтобы заместить все маршрутки в городе, автобусов средней величины потребуется в три раза больше, чем планируется купить. Так что полторы сотни «Симазов» способны лишь немного снять остроту проблемы, а не решить ее. И еще: есть ли сегодня в казне деньги для приобретения автобусов в ПАТП-1? При цене «Симаза», превышающей 9 млн рублей, потребуется до 1,4 миллиарда – сумма внушительная для местной казны. В общем, прожектов больше, чем реальных сдвигов.

В свое время Ульяновск уже пытался перейти на более крупные автобусы общественного транспорта.

- Мы подготовили такую меру господдержки, как субсидирование частных перевозчиков при их переходе с «Газелей» на автобусы средней вместимости. До половины стоимости автобусов регион готов взять на себя. Мы подпишем с рядом перевозчиков соглашение, которое предполагает комплекс мер по повышению качества перевозок, в том числе и по их участию в наших государственных программах по обновлению подвижного состава, - это тоже слова из интервью Дмитрия Вавилина, только сказанные года три назад, когда он был еще министром промышленности и транспорта Ульяновской области. С тех пор ульяновцы так и продолжают ездить на маршрутках, которых дождаться все труднее.

Почему же в нашем регионе проблемы общественного транспорта почти не решаются? Своеобразный ответ пришел опять из интервью Вавилина – он дал его порталу Ulpressa, подводя итоги годовой работы на посту мэра:

- Изменения в транспорте всеми воспринимаются очень болезненно: и жителями, и перевозчиками. Любое изменение в транспортной схеме – это однозначно больно. Только этим обусловлен такой медленный темп изменений. Хочется революции, но здесь мы ее совершать не будем. Будем идти эволюционно, как у доктора – не навреди.

Вот, оказывается, в чем дело. Но неужели мэр не понимает, что сложившаяся ситуация для тех, кто пользуется общественным транспортом, еще больнее, чем изменения. И совершенствовать систему нужно было еще позавчера, а сегодня требуется вносить изменения просто бегом. Это – ежедневная жизнь сотен тысяч ульяновцев, а не скоростная железнодорожная магистраль «Казань-Ульяновск-Самара», которую можно строить и до 2035 года (дату назвал губернатор Русских) – мало кто пострадает от ее отсутствия. А нам тут про эволюцию. Это свидетельствует либо о неспособности ульяновских властей навести порядок с общественным транспортом, либо о том, что имеющееся положение кого-то устраивает.

Автор материала: Владимир САМАРИН