Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Ветреное состояние

Как уже сообщал «СК», две основные иностранные компании, на сотрудничестве с которыми базировалась широко разрекламированная ульяновская ветроэнергетика, «Фортум» и «Вестас», решили прекратить свою деятельность в России. Но, оказывается, уходят они в ссоре друг с другом, выясняя отношения в суде. Что будет в дальнейшем с ветроэнергостанциями (ВЭС) около Красного Яра – непонятно. Зато новое руководство Ульяновской области нацелилось привести в регион еще один ветропарк – побольше.

Новая воздухомания?

Как уже сообщал «СК», две основные иностранные компании, на сотрудничестве с которыми базировалась широко разрекламированная ульяновская ветроэнергетика, «Фортум» и «Вестас», решили прекратить свою деятельность в России. Но, оказывается, уходят они в ссоре друг с другом, выясняя отношения в суде. Что будет в дальнейшем с ветроэнергостанциями (ВЭС) около Красного Яра – непонятно. Зато новое руководство Ульяновской области нацелилось привести в регион еще один ветропарк – побольше.

Инвесторы бодаются перед уходом

Напомним, финский энергохолдинг Fortum через свое предприятие ПАО «Фортум» развернул в России широкую деятельность по строительству и эксплуатации объектов возобновляемой энергетики. Попала в этот процесс и Ульяновская область, где «Фортум», начиная с 2017 года, успел разместить два энергетических ветропарка в районе Красного Яра – мощностью 35 и 50 мегаватт (МВт) соответственно. Поставки электроэнергии в сеть начались в 2018 году. Параллельно, к 2019 году, в Ульяновске на бывших площадях «Авиастара» предприятие датской фирмы «Вестас» организовало производство лопастей для ветрогенераторов из полимерных композиционных материалов методом вакуумной диффузии. «Вестас» по соглашениям с дочерней компанией «Фортума», работавшей в нашем регионе, осуществлял поставки всего оборудования для ВЭС, произведенного еще за рубежом, и затем вел гарантийное обслуживание. Вообще же «Фортум» выиграл конкурс на возведение в Ульяновской области шести ВЭС к 2022 году. Лопасти и прочие комплектующие, выпуск которых удастся освоить в России, должен был поставлять, естественно, «Вестас». И тут грянула спецоперация на Украине.

Финская и датская компании заявили о прекращении своей деятельности в России, однако пошли немного разными путями. Финны в качестве предпочтительного варианта видят продажу своего российского подразделения ПАО «Фортум», где имеют 95 процентов акций. Но этот пакет пока еще не продан, и «дочка» компании продолжает работать в Ульяновской области и других регионах, где владеет ветропарками (например, в Астраханской, Ростовской областях). «Вестас» же свою деятельность у нас остановил полностью, уволил около 400 человек персонала с выдачей, как сообщалось, восьми зарплат и оставил лишь небольшой штат для консервации оборудования, которую планируется завершить до конца июля. На своем официальном сайте «Вестас» сообщил о том, что уходит из России в связи с ситуацией на Украине, закрывает заводы по производству лопастей для ветряных электростанций и расторгает с контрагентами договорные отношения. Исходя из этого, у «Фортума» возникли опасения, что ранее заключенное между компаниями соглашение исполнено не будет. Финский концерн стал подавать иски в арбитраж, пытаясь подстраховать контракты с «Вестасом» в судебном порядке. Сначала сунулся в арбитражный суд Москвы, но там поддержки не нашел. Тогда перенес свои хлопоты в регионы, где дела сложились успешнее. Так, арбитражный суд Ульяновской области вынес определение о принятии обеспечительных мер в отношении имущества производителя лопастей ветрогенераторов ООО «Вестас РУС» (на сумму в 87 млн рублей) и далее предложил «Фортуму» подать иск для разрешения спора по существу. Подобное решение было принято и астраханским арбитражем.

Что будет теперь с имеющимися ульяновскими ветроэнергостанциями, пока непонятно. В мае, до судебных тяжб, руководство российского сегмента «Фортума» заявляло, что планируемый выход финского концерна из акционерного капитала не скажется на деятельности российской компании, не повлияет на ее устойчивое финансовое и технологическое положение, что российская компания является операционно и финансово самостоятельной, продолжает нормальную работу и реализацию взятых на себя обязательств. Посмотрим, надолго ли хватит такой уверенности.

Новая воздухомания

Казалось бы, с уходом из России иностранных ветроэнергетиков Ульяновская область будет избавлена хотя бы от появления новых ВЭС, экономическая польза от которых сомнительна, а территория для размещения требуется большая. В 2021 году все ветропарки России имели мощность 1375 МВт, что составляло лишь 0,56 процента энергосистемы страны. Они вырабатывали крохи электричества – 0,13 процента от общероссийского объема. К тому же традиционные электростанции сегодня генерируют энергию с избытком - хватает для продажи в другие страны. Так стоит ли уродовать природу еще и электроветряками?

Но нет, и новое руководство нашего региона продолжает играть в воздушную энергетику. На прошедшем в июне Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) губернатор Алексей Русских подписал соглашение с ПАО «Юнипро» о сотрудничестве в сфере возобновляемых источников энергии. Сообщается, что ПАО «Юнипро» берет на себя проработку инвестиционных возможностей по строительству в Ульяновской области генерирующих объектов, функционирующих на основе ветроэнергетики. При условии успешного прохождения конкурсных отборов инвестиционных проектов, организуемых АО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» в период с 2023 по 2030 годы, ПАО «Юнипро» высказывает намерение построить и ввести в эксплуатацию на территории Ульяновской области ветропарк мощностью до 200 МВт. А регион окажет компании содействие в отведении земельных участков, в оформлении документации. Этот договор преподносится, как одно из наших главных достижений на ПМЭФ, но оно, мягко говоря, очень оригинальное. Во-первых, стоит ли опять ловить ветер? Во-вторых, и ловить-то его предполагается где-то за горизонтом: пока еще только проработают возможности, лишь потом, может быть, появится намерение, до 2030 года – воздух, а не договор, ни к чему особому не обязывающий. Похожие договоры насчет ВЭС «Юнипро», кстати, подписал в Петербурге еще с Саратовской и Оренбургской областями. В-третьих, ранее фирма «Юнипро» ветроэнергостанциями не занималась, в ее состав сейчас входит пять тепловых станций (ГРЭС). В-четвертых, откуда она возьмет комплектующие для ветрогенераторов, непонятно: тот же «Вестас» со своими лопастями покинул Россию, из-за рубежа в связи с санкциями поставок нет. И еще: основным владельцем «Юнипро» является немецкий международный концерн Uniper, занимающийся традиционной генерацией энергии. Не исключено, что в ситуации спецоперации он тоже захочет продать свой пакет акций. Кто тогда и с какими планами завладеет компанией?

Оправдание для форумов

Создается впечатление, что такие соглашения, как между Ульяновской областью и ПАО «Юнипро» заключаются, в основном, для того, чтобы оправдать участие чиновников в различных форумах (до 2022 года нередко – зарубежных). Сейчас мало кто помнит, что между ветропарками от «Фортума» и нынешним соглашением с «Юнипро» был еще один грандиозный проект, от мая 2019 года, о строительстве в нашем регионе ветропарка немецкой компанией EAB New Energy GmbH. Договор о намерениях был подписан на проходившем в Ульяновске международном форуме по возобновляемой энергетике ARWE-2019. Подписи под документом поставили тогдашний губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, генеральный директор Корпорации развития региона Сергей Васин (как и сейчас) и генеральный директор компании EAB Андреас Литцманн. Чтобы это подписание состоялось, ульяновские чиновники во главе с губернатором годом ранее побывали на форуме «Wind Energy» в Гамбурге. А в 2019 году Морозов так расписывал громадье планов:

- Процесс строительства ветропарков мы запускаем в ближайшее время еще в нескольких сельских муниципальных образованиях области. Наша цель – ежегодно вводить новые мощности и в ближайшие три – четыре года суммарно довести их до 500 МВт. Хочу поблагодарить руководство немецкой компании EAB New Energy GmbH за готовность к сотрудничеству. Реализация проекта по строительству пилотного ветропарка «под ключ» мощностью 75 МВт начнется уже в этом году. В целом общее количество обеспеченных хорошим ветровым потенциалом площадок позволяет нам построить ветропарки суммарной мощностью не менее одного гигаватта. В перспективе увеличивать мощности генерации энергии на территории региона мы будем именно за счет возобновляемых источников энергии, что позволит нам в диапазоне 2025–2030 годов решить сверхамбициозную задачу – получить 30 процент генерации из возобновляемых источников энергии.

Не будем слишком серьезно воспринимать маниловские мечты о 30 процентах возобновляемой энергетики, когда сейчас в стране, напомним, и до одного процента далеко. Наверное, всю область пришлось бы заставить ветряками. Но что насчет обещанной ветроэнергостанции на 75 МВт? Приступить к реализации инвестор из Германии планировал в 2019 году, на строительную площадку выйти в 2020-м. Общий объем инвестиций немецкой компании в проект оценивался в 6,5 млрд рублей. Ладно, 2020 год выдался пандемийным. Через год ковид слегка отступил, можно было что-то строить, но губернатор в Ульяновской области сменился, и это, возможно, затормозило ситуацию – может быть, к лучшему. Но в Гамбург прежнее областное руководство съездило. А нынешний губернатор Русских опять выбрал международный форум для нового витка ветроэнергетики в Ульяновкой области.

Автор материала: Владимир САМАРИН