ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Школьное образование продолжает лихорадить

Возвращение в программу забытых школьных предметов, изменение отношения к детскому труду и смыслам воспитания детей указывают на переориентацию прежних откровенно прозападных стандартов образования в направлении советизации школы. Среди интересующихся этим процессом есть разные мнения. Кто-то принимает все, как данность, кто-то отзывается восторженно, кто-то критикует. Мы не считаем себя вправе навязывать свое мнение, однако готовы рассказать, что же ждет ваших и наших детей в новом, уже начавшемся учебном году.

Реабилитирован общественно полезный труд

Закон об обязательном привлечении детей к общественно полезному труду в школе подписал президент РФ Владимир Путин. Соответствующий документ 4 августа 2023 года опубликован на портале правовой информации. Изменения предполагают обязательное участие учеников в различных видах полезной трудовой деятельности.

Многие вспомнят, что до недавних пор в школьной программе специально отводились часы на то, чтобы школьник, как член общества и гражданин, сделал что-то для этого самого общества. Например, сельские школьники помогали колхозам и совхозам в уборке картофеля, городские – наводили порядок в парках, сажали деревья, а иногда по приглашению предприятий-шефов и те и другие выходили на производства. Например, ваш покорный слуга, будучи школьником, переносил кур из цеха в цех на птицефабрике, получая 10 рублей, делал большие целлофановые пакеты для упаковки продукции местного комбината легкой промышленности, ездил в колхоз «на картошку», изготавливал деревянные вешалки для продмага, сажал, поливал, полол, убирал свеклу для школьной столовой.

Если на работу приглашало предприятие, то оно работу оплачивало. Всегда – сдельно, например, за каждый десяток пакетов класс получал рубль. Изнурительным подобный труд не был, длился он максимум два, а чаще всего один урок. Но учил он многому. Например, ответственности за свою работу. Каждая неверная раскройка или неаккуратная склейка – брак, потерянное время, потерянные 10 копеек или 2 пирожка. Двойной брак – минус мороженое или лимонад. Любое препирательство в команде – тоже потеря времени. Неточный учет, неаккуратность, нерасторопность – все это замечалось нами самими и самими же исправлялось. Конечно, поскольку количество пакетов было ограниченным, а работали над производственным заказом все классы, с 6 по 11, была конкуренция. Причем, шестиклассники, если были хорошо организованы, не ругались и четко работали, вполне могли соперничать со старшеклассниками.

Деньги вручались на линейке. Классу. Сумма озвучивалась, и победители ликовали. Тратили деньги по-разному. Иногда куда-то ехали всем классом, иногда поровну делили между собой. Учителя, так или иначе, следили за этим процессом, но вмешивались только тогда, когда возникала надобность, или мы просили их помочь нам найти автобус, договориться насчет билетов в театр и так далее. Сам по себе процесс приучал нас к самостоятельности.

Собирая картошку, мы знали, что каждое пятое ведро пойдет для нас самих же в школьную столовую. Убирая мусор в парке, мы знали, что делаем это для наших же бабушек и дедушек, которые будут в этом парке гулять. Труд давал нам чувство, пусть это и несколько пафосно прозвучит, единения, ответственности за общее дело. Мы ощущали себя участниками большого процесса, гражданами. Это не было связано с деньгами. Мы ничуть не чурались ни колхоза, ни парка, ни завода, ни комбината. Нам просто нравилось делать что-то вместе. Даже поработав бесплатно в парке, мы хвалились, что «убрали больше, чем 5б, хоть нас и меньше». Это была игра, но она учила взрослой жизни.

Естественно, то, что возвращается в школу сейчас, это немного о другом. Да, школьники будут обязаны убираться в классах, сажать деревья на территории школы, помогать в библиотеке, шить театральные костюмы для школьных мероприятий. Но если раньше это было «по желанию», то теперь «по обязанности». Несмотря на это, у класса все же может появиться шанс стать коллективом. Возможно, начертив график дежурств, школьник теперь осознает, что, мусоря и рисуя на парте, он таким образом добавляет работы не абстрактной техничке, а себе и своему товарищу. Подобные вещи, думается, гораздо больше научат самостоятельности и подготовят к реальной жизни, чем всяческие «дни самоуправления» и «выборы президента школы».

Начальная военная подготовка

20 июля 2023 года Госдума на пленарном заседании проголосовала за принятие поправки о переименовании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в «Основы безопасности и защиты Родины», который начнут преподавать с 1 сентября 2024 года. Также эксперт Главного военно-политического управления Минобороны России подполковник Михаил Бородин сообщил, что его ведомство совместно с Минпросвещения РФ разработало внеурочный курс начальной военной подготовки.

Эта программа предназначена для реализации в первую очередь на базе учебно-методических центров военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард». Начальная военная подготовка вводится для старшеклассников, внеурочная программа, созданная с опытом специальной военной операции, предусматривает занятия по девяти учебным модулям. Особый упор делается на практические занятия, военно-тактические и военно-спортивные игры. В итоге школьники должны получить знания и умения на уровне военнослужащего мотострелковых войск, освоить приемы тактической медицины и управление беспилотниками. По словам Бородина, в НВП будет входить: тактическая, огневая и инженерная подготовка, связь, беспилотники, медицина и РХБ защита, курс рассчитан на 5 дней.

НВП появилась в школах 1 сентября 2023 года.

Новая история

Также с 1 сентября текущего года старшеклассники начали учить историю по новым единым учебникам — «Всемирная история» и «История России». В книгах появились главы о событиях XXI века. Некоторые фрагменты книг значительно переделаны. Так, в «Истории России» переосмыслили параграфы о Великой Отечественной войне и послевоенных годах, были добавлены 17 параграфов о новейшей истории — в том числе о присоединении Крыма и предпосылках спецоперации. Во «Всеобщей истории» значительно расширены разделы о странах Азии и Африки. Авторы учебника приводят выдержки из архивных документов, призывают школьников «думать» и «анализировать события» и развенчивают устойчивые мифы из Сети. «Как и любая сложная тема, современная история в трактовке помощника президента Владимира Мединского и ректора МГИМО Анатолия Торкунова вызвала неоднозначную оценку у широкой аудитории», - сообщают «Известия». Однако, представляется, что это все же неплохой шаг в сторону действительно единого стандарта образования. Будет ли введение именно этого единого учебника истории удачным, покажет время.

Вопросы профориентации

С этого учебного года в российских школах ввели обязательную профориентацию. Начиная с 6 класса, дети будут посещать предприятия. По мнению чиновников от образования, это поможет выбрать будущий род деятельности и готовиться к нему. По мнению инициаторов введения профминимума, прохождение этого процесса поможет понять, чем тебе нравится заниматься в жизни, на что ты готов ее потратить. «Профориентационная работа в школах - главное связующее звено между образованием и бизнесом, - говорит Иван Есин, управляющий директор Фонда Гуманитарных Проектов - оператора федеральной программы «Билет в будущее» в интервью «Российской газете», на основе мероприятий которой и разработан курс профориентации «Россия - мои горизонты». - Благодаря ей школьники осознанно выбирают колледжи и вузы, понимая, где они смогут потом использовать полученные знания. А бизнес, в свою очередь, получает подготовленные кадры, которые становятся основой для роста экономики страны».

Московское ноу-хау

На Московском урбанистическом форуме, прошедшем в столичном парке «Зарядье», основатель одного из архитектурных бюро Амир Идиатулин представил проект современной школы, где коридоры превращены в зоны коммуникации и внеклассных занятий учеников.

Архитектор долго и пространно рассуждал о том, что лестницы нужно заменить на пандусы, а коридоры наполнить рекреациями для различных занятий. Однако, тщательно ознакомившись с его предложениями, хочется констатировать, что все не так однозначно. Современная школьная программа оставляет мало времени на отдых. Поэтому на переменах детям все-таки нужно оставить возможность побегать, пообщаться. Не на какие-то определенные темы, а пожить, так сказать, своей, самостоятельной детской жизнью. Ведь нам на выходе нужен самостоятельный человек, а не зависимая личность, которая привыкла, что ее досуг заполняет кто-то извне, кто-то лучше знающий, на что ей потратить свободное время. Многие советские педагоги отмечали, что дети обязательно должны играть. И играть сами, общаться, спорить, вырабатывая свои личностные, лидерские качества. Поэтому, думается, школьные коридоры можно оставить в покое. Многими десятилетиями школьные коридоры были свободным пространством. Пусть ими и остаются.

А архитектора можно понять. Новый проект, госконтракт, деньги. Вот только хотелось бы видеть что-то действительно полезное и хорошее. Над такими проектами стоит работать врачам, педагогам и архитекторам в общей, единой команде, главным побуждением которой станет формирование комфортной для здоровья и развития детей среды, а не «освоение бюджетов».

Резюмируя новшества, пришедшие в российские школы в этом году, хочется сказать, что реформы наконец-то коснулись не внешних проявлений, вроде интерактивных досок, сокращения часов по одним предметам и увеличения по другим, что напоминало переливание из пустого в порожнее, а самой сути образования, его стандартизации и единообразия. Удастся ли воплотить задуманное, покажет время. Одно ясно: учебный год не будет скучным.

Александр Сергеев

Фото: mebel-gu.ru