ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Странный человек из драмтеатра

Он постоянно на острие… профессии

19 апреля на Малой сцене Ульяновского театра драмы им. И. А. Гончарова был дан творческий вечер Олега Яшина «Театр&Музыка», посвященный 65-летнему юбилею ульяновского композитора, случившемуся 17-ю днями ранее. Как заведующий музыкальной частью ульяновского драматического Олег работал не над одним десятком спектаклей. Сам выходил на сцену в составе театральной группы «Грим». Не только театралам, но и меломанам памятны такие его работы как зонг-опера «История города Глупова» или рок-мюзикл «Жажда над ручьём». В юбилейном вечере приняли участие актрисы драмтеатра и профессиональные музыканты – коллеги виновника торжества. С ним самим – усталым, но довольным и счастливым – мы, знакомые много лет, пообщались после творческого бенефиса.

- Олег, что самое приятное в таких юбилейных вечерах?

- Цветы когда дарят. Женщины мужчине. Это ещё и так необычно.

«Творчество и хлебушек с маслом»

- Насколько ты сегодня понимаешь, что театр ворвался в твою жизнь музыканта не случайно??

- Скорей всего никакой случайности в том, что произошло со мной нет. Я ведь не сразу пришёл в театр в качестве штатной единицы. До этого актёр ульяновского драматического Сергей Кондратенко и тогдашний заведующий музыкальной частью театра Юрий Попов приходили к нам в группу «Горожане» в нынешний ДК «Губернаторский», и мы помогали им записываться. Но всё это до поры до времени была такая игра. По-настоящему, по-серьёзному к театру меня подвигли спектакли театра драмы в постановке Петра Монастырского из тогда ещё Куйбышева и гастроли в Ульяновске московского театра «Современник». Велико было в этом смысле и влияние Геннадия Трофимова. Его голос звучал в главной роли в записи спектакля Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» на грампластинке. С этого момента и произошло, если так можно сказать, моё перерождение. Хотя ещё в 1981 году я продолжал заниматься эстрадной музыкой и педагогической деятельностью. А через пять лет в ульяновский драмтеатр художественным руководителем приехал Юрий Семёнович Копылов. И Серёжа Кондратенко, будучи удивительно музыкальным актёром и человеком, передал нам предложение Копылова о создании в театре своего ансамбля. И начался период потрясающих музыкальных спектаклей: «История города Глупова», «Собаки», «Трёхгрошовая опера». Но всё равно ещё было двойственное чувство. Не до конца понимал, что мне театр, что я театру. И в этот самый момент Юрий Семёнович говорит: «Чего вы тут без дела болтаетесь? Приходите работать в театр. Будет вам и творчество и на хлебушек с маслом». Так я стал заведующим музыкальной частью.

«Явление космического порядка»

- Первый блин не был комом?

- Это была трилогия «Монархи» – работа очень мощная и очень сложная. Это трилогия «Монархи». По воспоминаниям и ощущениям, это был не я. Как будто кто-то взял меня за руку и вывел на свет. Как провидение. Не меньше меня удивился Юрий Семёнович – как человек из какого-то ансамбля сделал такое.

- Тогда ты и понял, что это судьба?

- Ничего подобного. Я несколько раз собирался уходить из театра. Но когда начали приглашать в постановки театров из других городов, я как-то так возрадовался и даже чуть-чуть возгордился. И вот тогда, наверное, мне всё про себя стало понятно.

- Театральный композитор – это особая профессия или музыка она и в Африке музыка?

- Очень особая. Если ты не читаешь, если ты не любишь литературу, если ты не предан театру, не считаешь его явлением космического порядка, тебе в этом храме Мельпомены делать нечего. Это особый тип сознания и осознания, не каждому музыканту по зубам стать театральным завмузом. Музыкальная составляющая любого спектакля очень своеобразна, не каждый её поймёт. Такое возможно только в театре и ещё в кино. Когда за музыкальным произведением подсознательно тянется шлейф фильма или спектакля и возникает видеоряд.

«Чем длинноты больше, тем спектакли мощнее»

- Олег, ты научился за эти годы из самых непоющих актёров делать поющих?

- 20 лет назад, когда был помоложе, не задумываясь сказал бы, что мне это по силам. Сейчас уже вряд ли. Это нужна такая сила, такая энергия, такие затраты. Тем более, актёры заточены на другое. Это иные люди.

- Есть в твоей профессии что-то, что ты не постиг настолько, чтобы сделать это лёгким?

- Я как-то подуспокоился на этот счёт. Где-то до сорока лет были и гордыня, и болезненное тщеславие. На тему того, что я чего-то не умею, а должен это сделать лучше всех. Надо же было себя показать. Сейчас меня мой музыкальный ангел-хранитель вывозит что ли. Всё происходит не так, как мы себе представляем материально. Включается духовная сфера. Иногда кажется, что ничего особенного в твоей жизни не происходит. Но происходит накопление творческого багажа. Для следующих работ. И чем длинноты больше, тем спектакли мощнее.

- В чём ты, может быть, не очень хорош?

- Это у жены моей надо спросить. Это же она терпит меня столько лет. Мне кажется, тяжело жить с такими странными людьми, как музыканты, или артисты. Мы на острие профессии. Да это и не профессия даже. Это данность, главное в ней не разочаровываться.

Алексей РОМАНОВ