ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Висячие долги Симбириады

Иметь долги — дело скверное. Неоплаченные — еще хуже. Они постоянно давят на должника: и морально, и растущими процентами при просрочке, и угрозой принудительного взыскания с наказанием. Потому что берешь взаймы чужие деньги, а отдавать нужно свои. Впрочем, многие утверждают, что жить в долг — вполне удобно. По красивому это называется — в кредит. Особенно, якобы, удобно для регионов: всё равно, мол, центральные власти не позволят разориться ни одному субъекту РФ, сколько бы он ни задолжал. Имеет свои долги и Ульяновская область: довольно крупные, затяжные. Как она справляется с ними?

Сколько кредитов взять не страшно?

Самый большой долг, висящий на области — конечно, государственный. Сюда входят бюджетные и банковские кредиты, обязательства региона по ценным бумагам. Когда губернатором в симбирских краях стал Алексей Русских, он заявил, что больше нашему региону деньги занимать нельзя, потому что и без того слишком закредитован. Тем не менее, заимствования продолжаются: видимо, по-другому областной бюджет не справляется с расходными обязательствами. Вот и по итогам 2022 года государственный долг Ульяновской области вырос на 6,05 миллиарда рублей (на 12,8 процента) и достиг 47,17 миллиарда. Об этом сообщила исполняющая обязанности облминистра финансов Наталья Брюханова, отчитываясь в Законодательном Собрании о работе за минувший год. 55 процентов в сумме долга составляют кредиты федерального бюджета, 13,5 процента — заимствования у коммерческих банков (данная сумма за год тоже увеличилась), остальное — государственные ценные бумаги.

Сегодня размер госдолга Ульяновской области сопоставим с объемом собственных доходов областного бюджета. Обратимся к данным, приведенным в докладе главы облминфина. Объем налоговых и неналоговых доходов облбюджета за 2022 год увеличился на 5,76 миллиарда рублей и достиг 58,83 миллиарда. До этой цифры от 47-ми не очень далеко. То есть, если завтра разом взыскать с региона весь госдолг, то в казне от собственных доходов почти ничего не останется. Хорошо, что в облбюджет поступает еще и безвозмездная федеральная помощь. В прошлом году она пришла в размере 29,8 миллиарда рублей: почти на уровне 2021 года — рост составил 1,9 процента. В целом же доходная часть консолидированного регионального бюджета (это — вместе с муниципалитетами) достигла 100 миллиардов.

При каком допустимом уровне долговой нагрузки она остается безопасной для бюджета Ульяновской области? По итогам минувшего года уровень составил 80,2 процента от доходов. Финансовые чиновники утверждают, что это не противоречит Бюджетному кодексу РФ, а главное — не страшно для жизнедеятельности региона. Существует и такая тактика, что регионам не нужно сдерживать аппетиты при экономическом взаимодействии с центром: сколько дают финансов — безвозмездно или в виде бюджетного кредита — столько следует брать. А уж потом разбираться, как возвращать. Может быть, вообще долги со временем спишут — хотя бы часть. Определенный резон в этом есть. Однако висящий госдолг все-таки напрягает областную казну, его требуется выплачивать по мере возможностей. Наш регион, например, погасил в прошлом году 9,83 миллиарда рублей долговых обязательств. К тому же существуют расходы на обслуживание государственного долга: в 2022 году они у нас сложились в сумме 1,31 миллиарда рублей. Недавно Счетная палата РФ, оценивая эффективность бюджетных кредитов для регионов, сделала вывод, что предоставление таких кредитов обеспечило снижение расходов на обслуживание государственного долга субъектов РФ, но не привело к сокращению его объема и уменьшению долговой нагрузки на региональные бюджеты.

Учитывая растущий долг и дефицит своего бюджета, Ульяновская область старалась оптимизировать расходы: в сентябре прошлого года была принята специальная программа оздоровления государственных финансов региона до 2025 года. За четыре месяца действия программы в 2022 году экономический эффект от ее мероприятий составил 1,75 миллиарда рублей. Так, по словам Брюхановой, расходы из облбюджета на содержание АНО (автономных некоммерческих организаций), часто вызывающих общественный негатив, сократились в минувшем году на 26 процентов, а в нынешнем заложено еще на 15 процентов меньше — 284 миллиона рублей. Ранее «СК» уже писал, что некоторые АНО были ликвидированы, потому что дублировали функции правительственных структур.

Дворец ледовый или золотой?

Кроме долгов по кредитам, у региона имеются и другие — например, за выполненные по контрактам работы и услуги. Один из наиболее печальных примеров — ледовый дворец с большой площадкой «Волга-Спорт-Арена», построенный по концессионному соглашению в 2014 году. Девять лет дворец работает (правда, не всегда по спортивному назначению), а область до сих пор рассчитывается за него, плюс вносит арендную плату, так как еще не является полноценным собственником. Платежи нижегородскому инвестору из облбюджета периодически задерживаются, набегает неустойка, инвестор подает судебные иски. Если само строительство «ВСА» обошлось приблизительно в 2 миллиарда рублей, то различных платежей за него регион внес уже вдвое больше. Концессионное соглашение заключено до 2024 года. Минувшей осенью проходила информация, что регион должен еще выплатить 800 миллионов рублей. Как сообщила при отчете в ЗС Наталья Брюханова, в 2023 году из областного бюджета запланировано выделить 250 миллионов рублей на исполнение текущих обязательств по «ВСА». А насчет просуженных долгов (по аренде и неустойке), превышающих 600 миллионов рублей, ведутся переговоры, чтобы реструктуризировать за пределы срока концессионного соглашения. В нынешнем году, кстати, «Волга-Спорт-Арену» планирует проверить областная Счетная палата, сообщил ее председатель Игорь Егоров.

Григорий ГОВОРОВ

ФОТО: ВСА Подпись - По долгам за "Волга-Спорт-Арену" Ульяновская область рассчитывается девять лет.