Трамваи и троллейбусы Ульяновска в следующем году могут лишиться кондукторов и перейти на самостоятельную оплату пассажирами проезда через валидаторы.
Муниципальное предприятие «Ульяновскэлектротранс» («УЭТ») вышло на торги по закупке и монтажу в салонах таких валидаторов с начальной ценой контракта в 30,2 млн рублей. Самообслуживание по обилечиванию в общественном транспорте – идея не новая, в Москве, например, действует давно. Но то – богатая столица, способная позволить себе разнообразную технику. А для «УЭТ», состояние которого власти в начале нынешнего года называли предбанкротным, затея странная. Или это самое эффективное использование дополнительных денег, собираемых электротраснпортниками после повышения стоимости проезда в августе?
С системой оплаты проезда в трамваях и троллейбусах, конечно, надо что-то делать, потому что сам «УЭТ» в последнее время загнал ее в угол. Подвижной состав все чаще выходит на линии без кондукторов. Либо они не соглашаются работать за низкую зарплату, либо на них просто экономят, отказываясь от их услуг? И пассажирам приходится тащиться через весь салон к водителю, чтобы взять билет. Это и в свободном-то троллейбусе неудобно, а уж в заполненном – подавно. И вот «УЭТ» нашел выход – отказаться от кондукторов совсем.
Объявлены торги на приобретение и установку 146 стационарных валидаторов (механизм, подобный тому, который сейчас таскают в руках кондукторы). Их планируется смонтировать в салонах около каждой двери. Срок выполнения работ – 230 дней со дня подписания контракта. Пассажиры, погрузившись в подвижной состав, должны будут сами приложить имеющуюся у них электронную карточку к валидатору и получить билет. Планируется, что поначалу (пару месяцев) помогать оплачивать проезд станут бывшие кондукторы, а потом завершат свою миссию окончательно. Терминалы в трамваях и троллейбусах смогут принимать платежи по картам МИР, Visa, MasterCard, China Union Pay. Тем же, кто не имеет никаких карточек, видимо, как и сейчас, придется топать с наличностью к водителю.
С одной стороны – вроде бы некий прогресс по сравнению с тем, что зачастую имеем сегодня, когда нет ни кондуктора, ни стационарного валидатора. С другой – по продвигаемому проекту возникают вопросы. Билетное самообслуживание на городском транспорте в нашей стране не новинка. Еще в советское время в салонах стояли кассы, куда человек бросал монетки и сам откручивал билет. Потом появились компостеры, с помощью которых следовало пробить заранее приобретенный абонементный талон. Так что, вроде бы, возвращаемся к прежнему, работаем на доверии. Однако и механическая касса, и тем более компостер стоили несравнимо дешевле теперешнего электронного валидатора. На оснащение ими планируется потратить, как мы уже сказали, 30 млн рублей. Плюс явно потребуется увеличить штат контролеров для проверки билетов: количество «зайцев» может вырасти, если оплата проезда станет зависеть в первую очередь от сознательности пассажира. Отмечается также, что гарантия на новое билетное оборудование для электротранспорта составит 12 месяцев. Значит, всего через год за починку или звамену вышедшего из строя валидатора надо будет платить. И это вам не компостер – техника посложнее, с программным обеспечением. Валидаторы у кондукторов-то в руках заедают. Платить потребуется за все, начиная с приобретения за 30 миллионов. А «Ульяновскэлектротранс» - в предбанкротном состоянии. Или уже нет? И не был? Но в любом случае муниципальному предприятию стоит бережливо относиться к деньгам.
Не окажутся ли в нашем случае кондукторы дешевле и надежнее? Руководство «УЭТ», видимо, с этим не согласно, считает, что новая система обилечивания окупит себя уже в течение года. Может быть, просто надо валидаторы пристроить? А деньги всегда можно извлечь из кошельков пассажиров, подняв в очередной раз цену за проезд.
Александр Галкин.
Фото sgpress.ru