Напомним, на прошлой неделе редакция Симбирского курьера обращалась к жителям города Ульяновска с предложением дать свою оценку следующей ситуации:
"Группа ульяновских архитекторов опубликовала открытое письмо к губернатору Алексею Русских с призывом не допустить строительства многоэтажки в историческом квартале города - на улице Дмитрия Ульянова, где застройщик планирует снести два здания, имеющих признаки объектов культурного наследия. До сих пор все публикации на эту тему адресовались как бы главе Ульяновска Дмитрию Вавилину, который оставил их без внимания. Почему, на ваш взгляд, власть так глуха к темам истории, культуры и облика города, неизменно потворствуя уродующим его застройщикам?"
Ниже публикуем поступившие в редакцию мнения.
«Уничтожают старый Симбирск, чтобы тупо заработать» - самый очевидный ответ на поставленный вопрос по мнению респондентов.
Николай Иванович:
- Нельзя нарушать архитектуру Симбирска, уродовать ее. Если все отдавать на откуп бизнесу, что от города останется? Судить надо власть, которая уничтожает лицо Ульяновска. У внуков представления не будет, что за город, чем интересен. Переименовали площадь Ленина в Соборную, потому что когда-то на ней стоял собор. Советскую улицу – в Спасскую. Но это же политическая безграмотность. Как такое можно было сделать? В очередной раз стерли историю. Да так неумно.
А что касается именно улицы Дмитрия Ульянова, то удивительно, как это губернатор Русских, который по приезде в Ульяновск так был возмущен точечной застройкой, это допускает? Сказал же, что не будет точечной застройки. Значит, надо слово держать.
Евгения Васильевна:
«Архитектура – тоже летопись жизни: она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания». Николай Васильевич Гоголь.
Старинные здания являются памятниками нашей истории и стоят как живые свидетели прошлого в современном мире. Не любить, разрушать здания советского модернизма, дореволюционного прошлого – это быть манкуртами, родства не помнящими людьми. В стране все пропитано бюрократизмом, который многолик из-за бесчисленных званий, чинов, рангов до самых верхних эшелонов власти. Бюрократизм повсеместно оттеснил народ от власти. Действует формально правильно, по инструкции, а на самом деле – издевательски. И поэтому нельзя найти ответственного при развале дела. Это еще больше наблюдается в нашей области. Губернатор Русских и его команда – не уроженцы Ульяновска, варяги. Эти перекатиполе получают многотысячные оклады, руководящие должности во всех градообразующих предприятиях. И только заняты, на мой взгляд, поиском наживы. «Люди… уверяют себя и других, что они заняты благом народа, а они заняты им, сколько курица – построением храма, а движимы только грубым эгоизмом». Лев Толстой.
Что мы наблюдаем: власти сроднились с бизнесом, везде коррупционные связи. Архитекторы, градостроители, энтузиасты не могут достучаться до губернатора. Мэр устранился. Нет ответственной реакции. Народ не нужен этой власти, его мнение игнорируют. Это видно хотя бы из того, как власть отдает под элитную жилую застройку землю в самом центре города – территорию бывшего суворовского училища - вопреки желанию населения видеть там музеи, парк... Губернатор Русских идет по стопам губернатора Морозова, который разрушил здание больницы на Нижней Террасе - памятник архитектуры конструктивизма, построенный по проекту Феофана Вольсова, здание кинотеатра «Родина». Высшие чины считают регион своей вотчиной. Их кумир – доллар. Пойдут на все, чтобы прибыль получить. Так что пропала улица Дмитрия Ульянова, раз на нее бизнес позарился.
Игорь Григорьев, коренной ульяновец:
- Для Ульяновска прошли времена, когда была градостроительная политика и кто-то смотрел, что надо сохранять, а что строить заново. При строительстве мемориальной зоны тоже ведь много чего снесли. Это тоже утрата. Но тогда старыми зданиями пожертвовали ради большого архитектурного ансамбля, который прославил Ульяновск. Сейчас же никто не ставит высоких задач. Уничтожают старый Симбирск, чтобы заработать – тупо, бездумно. Даже не стараются соблюсти хоть какие-нибудь приличия. Ведь на месте домов, которые пойдут под снос на улице Дмитрия Ульянова, если уж так надо построить жилье, можно было поставить дом в стиле исторических зданий, которые уже есть на этой улице. Но для застройщика – это удорожание проекта, и он поставит типовую коробку. Тут бы власти заступиться за улицу. Но нет. Даже документов, видимо, нет, которые ограничивали бы бизнес. Все это выгодно и власти, и бизнесу. Власть и бизнес срослись. Тот, кто строит в этом городе, как правило, здесь не живет. А только зарабатывает. В этом и весь ответ, если коротко.
Вероника Николаевна:
- Правление нынешней власти напоминает правление временщиков, для которых народ – пустое место. Главное – блюсти собственные интересы, границы которых пересекают часто любую дозволенность, что смахивает на самоуправство. Это и наблюдается сегодня. Естественно, архитекторы переживают за облик города, призывают власть к разумности действия. Однако непробиваемая стена перед ними, власть к их неопровержимой логике глуха. Что взять с губернатора Русских? Он человек пришлый. Считает, наверное, дни до конца вынужденного, назначенного ему президентом срока. Никогда город ему родным не станет, поэтому бороться вместе с ульяновцами за справедливость не имеет для него смысла. У Вавилина же понимания эстетики, вероятно, нет, и не было. Не интересует его и история родного края. Вирус эгоистичного, шкурного интереса проник в 90-х годах в души многих, а в душах некоторых властных чинов расцвел буйным цветом. Недаром же разгул коррупции наблюдается кругом. Очень жаль не только загубленные исторические здания, но и голубые ели. В городе уже нечем дышать. А эти бессистемные высотки будто фиги из трех пальцев заполонили весь наш несчастный город, родину великого земляка.
Вячеслав Ильин, краевед:
- Категорически поддерживаю мнение архитекторов, краеведов о недопустимости впихивания в эту улицу многоэтажных монстров. Хотя дома №5 и №7 не относятся к дореволюционной застройке (я не встретил в документах таких данных, может, кто-то находил - пусть скажет), но они не противоречат своим видом понятию "старый Симбирск". От старой улицы Сенной, доходившей до бульвара Новый Венец, ныне остались только несколько домов по четной стороне. Это одноэтажный дом №4 - бывшая земская и ветеринарная амбулатории (проект архитектора А.А.Шодэ, 1909-1910 гг.), двухэтажный дом №8 - бывший арестный дом (проект инженера М.Г.Алякринского, 1888-1889 гг.) и двухэтажный угловой дом №10/17 - бывшая уездная земская управа (проект инженера М.Г.Алякринского, 1888-1889 гг.). Два дома №8 и №10/17 составляли единый архитектурный ансамбль. И выстроенный на пустом месте большой двухэтажный «доходный» дом (ул. Дмитрия Ульянова, №6) не нарушает, на мой не архитектурный обывательский взгляд, внешнее впечатление от современной улицы Дмитрия Ульянова.
Постараюсь ответить на вопрос: "Почему, на ваш взгляд, власть так глуха к темам истории, культуры и облика города, неизменно потворствуя уродующим его застройщикам?"
Мой ответ прост и основан на письменных контактах с представителями этой власти по аналогичным вопросам. Потому что представители этой власти бездарны как организаторы, некомпетентны как специалисты. О моральных качествах судить не берусь, но думаю, что именно из них вытекают их поступки и решения. И ничего хорошего от существующих деятелей ожидать не имеет смысла. Сколько ни взывай к их совести, исторической памяти и эстетическому чувству. Чего нет - того нет и не будет.
Виктор Давыдов, заслуженный экономист РФ, почетный гражданин Ульяновской области:
- Власть последние годы вообще не занимается созданием и сохранением достойного архитектурного облика города. В самом центре Ульяновска столько обветшалых исторических зданий. Здания разваливаются, но на них висят таблички «Охраняется государством». Стыдно смотреть. Тем более должно быть стыдно чиновникам, которые обязаны их охранять и сохранять.
Но если на старых зданиях есть хотя бы таблички с информацией, кто жил, кто построил, кто перестроил, то архитектура советского периода вообще никак не отмечена, будто никакой ценности не имеет. Между тем, в нашем городе много очень интересных и даже уникальных зданий этого времени, целые архитектурные ансамбли. Их тоже нужно отметить информационными табличками (кто, когда, по какому поводу строил) и таким образом засвидетельствовать, что они имеют ценность, причем не только архитектурную, но и историческую.
Ирина Васильевна:
- Мне кажется, проблема в том, что нет у власти, от первых лиц до исполнителей, никакой заинтересованности работать действительно для города. Что произошло на улице Дмитрия Ульянова? Как я поняла из статей «Курьера», два эти дома были в областной собственности и еще несколько лет назад их продали бизнесу. Вот тогда, когда продавали, нельзя было подумать, обсудить, какие планы у собственника? Если закона такого нет, чтобы его ограничить, то, наверное, такие законы надо принимать. Не принимают, значит, работают в одной связке с застройщиками. Это реплика – в адрес наших депутатов Гордумы, которых мы вроде как выбираем. Или надо было эти дома поставить на охрану. Пусть они исторической ценности не имеют. Но видно же, что они на этой улице как родные.
В общем, надо было раньше, несколько лет назад думать о последствиях продажи этих домов. А сейчас что? Все без толку. Архитекторам да и всем, кто против этой стройки, скажут: все по закону. Почему не думали – по халатности или из корыстных целей – можно только гадать. Но зато точно можно сказать, что если такое происходит (а улица Дмитрия Ульянова далеко не первая, которую берутся уродовать), нет хозяина ни в городе, ни в области, а есть только наемники, которым неинтересно оставить после себя что-то ценное.
Фото с сайта https://tamlife.ru/informaciya/obshhestvo/2020042110083256096.html/novye-otvety-na-voprosy-tambovchan-svyazannye-s-soblyudeniem-vvedennogo-rezhima-po-koronavirusu/?doing_wp_cron=1587531912.5848019123077392578125