Зачем нужны такие пресс-конференции, как та, что состоялась на прошлой неделе под крылом мэрии Ульяновска на тему реорганизации общественного транспорта? Ведь ответов на главные вопросы она не дала. Как людям сегодня ездить по городу на пассажирском автотранспорте, если на 90 процентах маршрутов расписание серьезно срывается? Когда наступит улучшение и автобусов будет достаточно в любое время? Единственный, пожалуй, четкий вывод с этой пресс-конференции: все стороны - и перевозчики, и власти – готовы повысить стоимость проезда в маршрутках. Повысить без каких-либо гарантий улучшения качества обслуживания – за тот кошмар, что есть сейчас.
Зачем нужны такие пресс-конференции, как та, что состоялась на прошлой неделе под крылом мэрии Ульяновска на тему реорганизации общественного транспорта? Ведь ответов на главные вопросы она не дала. Как людям сегодня ездить по городу на пассажирском автотранспорте, если на 90 процентах маршрутов расписание серьезно срывается? Когда наступит улучшение и автобусов будет достаточно в любое время? Единственный, пожалуй, четкий вывод с этой пресс-конференции: все стороны - и перевозчики, и власти – готовы повысить стоимость проезда в маршрутках. Повысить без каких-либо гарантий улучшения качества обслуживания – за тот кошмар, что есть сейчас.
Теперь речь идет о сумме в 28 рублей за поездку: по словам директора МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Владимира Фадеева, повышение произойдет в августе-сентябре, ряд частных перевозчиков, работающих по нерегулируемым тарифам, уже якобы выступили с таким предложением. Подобная стоимость преподносится городскими властями как благо: ведь несколькими месяцами раньше речь шла о 35 рублях, потом – о 30-ти. А сегодня, мол, вон куда сбили – радуйтесь, ульяновцы. Цену проезда в 28 рублей Фадеев считает справедливой и обоснованной. Отметил, что в рамках договорных отношений перевозчики не смогут поднимать ее и в ночное время. Правда, тогда, думаю, мы маршруток в ночное время просто не увидим совсем. А еще предполагаю, что если до 28 рублей повысится нерегулируемый тариф, то пресловутый регулируемый сделает то же самое. Хотя совсем недавно мэрия, рапортуя о торгах по переводу пяти маршрутов Ульяновска на регулируемый тариф, гордо сообщила, что он составляет 25 рублей. Но что помешает мэрии поднять его?
С переходом на регулируемые тарифы вообще получается темный лес. И чем дальше в него, тем больше дров. В конце прошлого года глава Ульяновска Дмитрий Вавилин говорил, что город планирует полностью перевести маршруты пассажирского транспорта на регулируемые тарифы в течение 2022 года. После того, как недавно были расторгованы маршруты №4, 10, 28, 38, Вавилин отметил, что по регулируемым тарифам в августе–сентябре станут действовать основные маршруты. Однако названные четыре, например, переводятся на регулируемые тарифы только с начала следующего года – так было сказано на пресс-конференции. И вообще, ключевым якобы станет 2023 год: по его ходу на регулируемый тариф переведут сначала 21 маршрут, а позже – оставшиеся 18. Напомним, перевозчикам, работающим по регулируемым тарифам, власти обещают компенсировать какую-то часть выпадающих доходов, если таковые возникнут. Правда, сегодня лимитов хватает примерно на 100 тысяч рублей в год для маршрута (речь только об уже переведенных). В проектах контракта для перевозчиков, решивших подрядиться на регулируемый тариф, МКУ «Организатор пассажирских перевозок» закладывает два основных требования. Во-первых, обеспечение 70 процентов подвижного состава маршрута автобусами средней и большой вместимости. Во-вторых, установка в каждой единице транспорта валидатора для безналичной оплаты за проезд. При этом перевозчику разрешат оставить в автопарке до 30 процентов микроавтобусов («Газелей» и т.п.), которые «показывают должную рентабельность при обеспечении транспортной доступности, например, пригородов или садоводческих товариществ».
Для пассажиров непонятным остается главное: станут ли автобусы, работающие по регулируемым тарифам, ходить своевременно, по расписанию? Будут ли придерживаться заключенного договора? Сегодняшние штрафы в размере 10-15 тысяч рублей за нарушение расписания должного эффекта не приносят. Да и применяются они не очень часто. На совещании у губернатора было отмечено, что с апреля по июль проведено 25 контрольных выездов и документарных проверок перевозчиков. По итогам составлено 17 протоколов об административных правонарушениях за несоблюдение расписания движения автобусов.
Не менее темный лес и с внедрением на маршруты Ульяновска автобусов средней и большой вместимости взамен нынешних тесных вагонников. На пресс-конференции вновь прозвучало, что ПАТП-1 планирует приобрести в лизинг 50 автобусов средней вместимости до конца 2022 года и еще 100 – в 2023 году. Как сообщалось ранее, это региональное предприятие нацелено по максимуму заменить в Ульяновске в сфере пассажирских перевозок частника. Автобусы, которые намечено приобрести, – «Симазы». Но откуда у ПАТП-1 деньги на это? На 150 «Симазов», да еще в лизинг, потребуется более двух миллиардов рублей. На пресс-конференции было сказано, что предприятие рассчитывает на бюджетную поддержку. Однако где в областном бюджете столько свободных денег? В общем, пока ни коня ни воза, а маршруты уже расторговываются. Сами «Симазы», как автобусы, тоже вызывают вопросы. По мнению многих специалистов, эта техника не очень надежна. Не знаю, как насчет надежности, но комфортабельности точно мало. Проход узкий, стоять особо негде. Единственное преимущество перед маленькой маршруткой – в салоне все-таки можно выпрямиться и ехать не только сидя. Однако 150 автобусов типа «Симаз», как мы уже писали в одном из недавних номеров «СК», не хватит, чтобы заменить все маршрутки в Ульяновске. Потребуется 450 единиц подвижного состава средней вместимости. Частникам, кто захочет работать на регулируемых тарифах, тоже придется покупать более крупную технику. И они тоже рассчитывают на бюджетную помощь… Вот такой ералаш в реорганизации общественного транспорта в Ульяновске. Все пойдет эволюционным путем, как говорит мэр Вавилин. А людям уехать не на чем. Из сказанного на пресс-конференции верится почему-то только в повышение стоимости проезда. Остальное напоминает ненаучную фантастику.
Автор материала: Владимир САМАРИН
Фото тематическое