#ЭТО ИНТЕРЕСНО. Слушайте Вселенную и жуйте изюминку

Уже второй год подряд на ульяновском музыкальном фестивале «Мир. Эпоха. Имена» звучит дудук – армянский духовой инструмент, игра на котором была признана ЮНЕСКО шедевром нематериального наследия человечества. Погрузиться в завораживающее, протяжное пение дудука ульяновцам помогает музыкант и композитор из Санкт-Петербурга Аргишти. По его словам, тем, кто умеет слушать этот древний инструмент, он открывает свою душу и красоту мира.

История дудука насчитывает не менее полутора тысяч лет. Подобный музыкальный инструмент распространен среди народов Кавказа, на Ближнем Востоке. Но особенно любим он в Армении, где также носит название «циранапох», что дословно переводится как «абрикосовая трубка» или «душа абрикосового дерева». Дудук представляет собой трубку с девятью игровыми отверстиями и вставленной двойной тростью (куда непосредственно дуют). Как говорит Аргишти, пока абрикос растет, он наблюдает разные события - счастье, любовь, радость, солнце, дожди, радугу, иногда борьбу, боль и напасти. Кто-то останавливается отдохнуть под его тенью. Дерево все впитывает в себя, а потом появляется мастер, срезает абрикос и из нижней части ствола делает, казалось бы, простенькую дудочку, которая поведает нам с помощью музыканта, что видел и слышал тот самый абрикос за годы своей жизни.

Аргишти закончил в Санкт-Петербурге училище по классу фортепиано, умеет играть на разных музыкальных инструментах, но признается, что влюбился в дудук сразу же, как только услышал его проникновенный, мягкий, теплый тембр и бархатное звучание. Очарованный юноша отдал предпочтение этому инструменту – отправился в Армению, где учился у одного из лучших дудукистов современности Геворга Дабагяна. В 2008 году начал сольную карьеру. Осенью прошлого года Аргишти представлял у нас свою программу с Ульяновским симфоническим оркестром. Теперь выступил в музыкальном содружестве с электронным органом, на котором с помощью компьютерной программы можно воспроизводить звуки разных органов мира. Органист Владислав Муртазин, народный артист Башкортостана, выбрал для взаимодействия с дудуком голос органа из католической базилики французского города Мец. Были исполнены армянские народные мелодии, произведения мировой классики, сочинения Аргишти.

- Вместе с органом все звучит еще более космически, - говорит дудукист.- Армянская музыка становится похожей на Баха, классика слышится более горной, мои авторские композиции преображаются для слушателей во что-то очень знакомое. Такое не раз было с мелодией «Первый ереванский снег». Это - одна из первых моих работ, которая несет некий сакральный смысл. В Армении считается, что снег обязательно должен выпасть до наступления Нового года - неважно за месяц до него или же за минуту. Главное, чтобы это произошло, тогда все в дальнейшем сложится хорошо и благополучно.

Каждая мелодия дудука повествует о чем-то близком - о мечтах, о любви, о родине, о доме. Но одновременно она затрагивает самые сокровенные уголки души и уносит тебя далеко во Вселенную. Величественные звуки органа тем более соприкасаются с вечностью, поэтому его сочетание с дудуком выглядит, может быть, неожиданным, но понятным.

- Дудук - инструмент, настраивающий на рефлексию, заставляющий остановится и подумать – почему я здесь, хорошо ли себя веду, что я чувствую, что мне делать дальше? – говорит Аргишти. - На голос дудука идет тот, кто хочет познать больше, раскрыть себя, кто любит копаться в себе, в хорошем смысле. В то же время дудук позволяет нам мечтать и наслаждаться. Мы зачастую каждый день проживаем на автомате, в спешке, не успевая оглянуться и насладится его моментами. Однажды, когда у меня что-то не складывалось, один мудрый человек сказал мне: «Аргишти, ты, как и большинство людей, не умеешь получать удовольствие от жизни. Давай сделаем так: я дам тебе изюминку, и ты будешь жевать ее 10 минут, не проглатывая, получая удовольствие и наслаждаясь процессом здесь и сейчас». Жизнь полна удовольствий и прекрасных мгновений, которые мы порой не замечаем и проглатываем залпом. А нужно эти моменты растягивать и смаковать. Тогда ты будешь понимать, что сколько бы ни продлился твой век в этом мире, от сегодняшнего дня ты взял самое лучшее. Таким наслаждением становится и дудук.

Сам Аргишти - очень разносторонний человек с интересной судьбой. Родился в Петербурге, отца в детстве не видел, мама сказала, что тот – армянин и уехал к себе на родину. В итоге Аргишти направил свой интерес и энергию в сторону Армении, ее культуры. А позже, по признанию дудукиста, отец нашелся и оказался не армянином, а арабом с Ближнего Востока (они с мамой вместе учились в Ленинграде), в тех краях и живет. Аргишти ездил туда, и теперь говорит, что сочетает в сердце три начала – русское, армянское и арабское. А по национальности называет себя петербуржцем. Кроме музыкального образования имеет филологическое. Увлекается арабской каллиграфией. Уже несколько лет пишет мистический роман про Бога, самопознание и дудук, но никак не закончит. Возможно, все это дополнительно помогает музыканту быть с дудуком на одной волне. И экспериментировать в программах.

Вместе с какими же инструментами дудук наиболее полно раскрывает себя? Вот что ответил Аргишти:

- Для меня эти сочетания - как наряд на женщине, когда по-всякому хорошо, и пиджак с брюками, и платье. Многое зависит от публики. Например, для армян дудук с органом - что-то странное. Для них дудук должен звучать с восточным барабаном, например. Я, как человек с широким музыкальным опытом, везде нахожу свой вкус. Орган - это как огромный пароход, словно «Титаник», который идет вперед. И когда я играю с органом, то чувствую себя героем Ди Каприо, который с распростертыми объятиями стоит на носу корабля и возносится вверх. Еще у меня есть мечта сделать программу с двумя дудуками. Обычный, играющий мелодию, и дам дудук, дамкяш, который тянет в это время одну ноту, как бы создает фон. Так играют в Армении. Мы пробуем подобное с органом: красиво, но немного не то. На дамкяше с помощью циркулярного дыхания учатся играть одну ноту непрерывно по 5-10 минут – ровно, без стыков. Годы уходят на практику. В Армении дамкяшист ценится даже больше, чем обычные дудукисты. Они, как в анекдоте, еще ищут свою ноту, а этот уже нашел. Дамкяш – штука достаточно дорогая и редкая. Ты всю жизнь играешь, тянешь две три ноты - соль, ми, до - и получаешь в Армении хорошие деньги. В идеале хочется, чтобы два Аргишти на разных дудуках вместе играли, но это невозможно, даже если предварительно сделать аудиозапись одной партии. Не сложится, как надо, нужно живое взаимодействие.

Я всем желаю оздоровляться музыкой, искусством, брать от этого что-то свое, непременно самое лучшее. Жуйте изюминку и наслаждайтесь каждым мгновением.

Автор материала: Вероника ПУГАЧЕВА.

Фото автора.