ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Китаю Запад нужен больше, чем Россия

   В день открытия зимних Олимпийских игр в Пекине было обнародовано совместное китайско-российское заявление о международных отношениях с явной антизападной, прежде всего - антиамериканской, направленностью.

   Заявление большое по объему и сумбурное по содержанию - с намерением охватить все стороны мировой политики и жизни, в которых Россия и Китай находятся на стороне добра, а Запад - на стороне, условно говоря, зла. Он, Запад, вмешивается во внутренние дела других государств, вводит против них односторонние санкции, навязывает свое понимание демократии, хотя только народ какой-либо страны вправе судить, насколько ее строй демократичен, поддерживает «цветные революции», тогда как Россия и Китай выступают против них. Запад политизирует тему происхождения коронавируса, исследовать которую нужно исключительно на научной основе. И прочее, и прочее, и прочее.

   Понятно, что Москве на фоне ее боданий с США и НАТО было важно выступить с этим заявлением. Показать, в частности, что на ее стороне Пекин со всей своей мощью, военной, финансовой и экономической, так что той же Америке мало не покажется. Но все это, думаю, фантом, поскольку Китаю грызня ни с Америкой, ни с Западом в целом не нужна, и сотрудничество с ними на «нерушимый союз» с Россией он не променяет. Товарооборот России и Китая, как было отмечено, достиг в прошлом году рекордных ста с лишним миллиардов долларов. Но с США он у Китая составил сумму без малого 700 миллиардов долларов. И это не торговля нефтью, газом и лесом, на которых в основном зарабатывает в отношениях с Китаем Россия, получая взамен китайский ширпотреб, а вся товарная цепочка - от того же ширпотреба до высокотехнологичной продукции. Так пойдет Пекин в этих условиях на конфронтацию с Америкой? Разумеется, нет. Примерно такой же товарооборот у Китая с Европой, с которой он тоже не будет собачиться.

   ВВП Китая равен ориентировочно 25 процентам от мирового. Около этой же величины он и у США. Еще четверть приходится, наверное, на объединенную Европу. То есть в сумме ВВП этих трех игроков колеблется в районе 75 процентов от мирового. ВВП же России меньше двух процентов, и в качестве партнера мы Китаю не интересны - у него все есть. Единственно, в чем он нуждается, это жизненное пространство, территория для размещения своего растущего населения. У нас ситуация прямо противоположная - земли немерено, а населения мало, и оно продолжает сокращаться. И это для России - проблема. Проблема, собственно, в том, что через границу проживает полтора миллиарда китайцев, которые однажды могут просто перейти эту границу и занять российские земли. Тем более, что часть из них когда-то были китайскими, как Приамурье и Уссурийский край, которые по Пекинскому договору 1861 года отошли к России. Вряд ли Китай добровольно и охотно подписал этот договор, и что мешает ему вспомнить о той обиде и попытаться восстановить «справедливость». И что тогда мы со своими 140 миллионами человек против их полутора миллиарда? Кстати, если что и спасло бы нас в такой ситуации, то это членство в НАТО, на которую Пекин замахнуться не посмеет.

   И ведь даже в этом совместном заявлении он дистанцируется от Москвы. В нем, к примеру, говорится, что Россия не признает независимость Тайваня и придерживается концепции «одного Китая». Тайвань, напомню, это населенное китайцами островное государство, отделившееся несколько десятилетий назад от Китая, который продолжает считать его своей провинцией. Логично было бы ожидать, что и он в ответ объявит о том, что Крым - это часть России, но в тексте нет ничего подобного. Китай вместе с остальным мировым сообществом не признал вывод крымского полуострова из состава Украины. Вот и вся цена этому российско-китайскому блоку.

   Многие эксперты и у нас, и за рубежом считают, что братаясь с Китаем, Москва встает на скользкий путь. Если интересы Китая потребуют, чтобы он Москвой пожертвовал, Пекин не задумываясь это сделает, да еще и воспользуется случаем, чтобы порешать заодно и свои проблемы с дефицитом жизненного пространства. Так что совместное заявление от 4 февраля вряд ли что-нибудь значит. Потому, видимо, его, казалось бы, столь громкое, мало кто посчитал нужным комментировать. Даже у нас.

Сергей КУЗНЕЦОВ