ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Сенаторы бесполезны для водки

   В 2022 году в России все-таки поднята минимальная розничная цена (МРЦ) на водку, коньяк и бренди. Значит, следом произойдет подорожание всей линейки этих напитков. Правительство РФ увеличило МРЦ на крепкий алкоголь вопреки многочисленным протестам, звучавшим в декабре. Даже мнение сенаторов Совета Федерации проигнорировано. Видимо, рост чьих-то доходов важнее.

   Приказ министерства финансов РФ о повышении минимальной цены крепких спиртных напитков опубликован 24 января и должен вступить в силу на этой неделе. Теперь полулитровая бутылка водки в рознице будет стоить не менее 261 рубля, коньяка – 480 рублей, бренди – 348 рублей (возможно, какое-то время еще продолжат продавать дешевле остатки, завезенные ранее). Напомним, прежде МРЦ были такими – 243, 446 и 324 рубля соответственно. Повышение минималки обычно тянет за собой вверх и более дорогие сорта спиртного. Минимальные розничные цены на алкоголь Минфин за последние два года поднимает уже третий раз. В начале 2021 года самые дешевые поллитровки водки и коньяка в стране подорожали на 13 рублей. Тогда, кстати, выросла МРЦ и на шампанское. Сейчас рост происходит более решительный. Минимальная цена на водку устанавливается в России с 2009 года, на коньяк – с 2011-го, на игристое вино – с 2016-го.

   Вакханалию разбушевавшихся в последнее время в стране цен, кажется, уже никто реально не пытается сдерживать. В правительственных верхах на днях проскользнула фраза лишь о том, что нельзя допускать необоснованного роста цен. Ах ты, какая преграда: да у нас, что хочешь обоснуют в своих интересах. Взять те же МРЦ на алкоголь. Они рассчитываются с учетом затрат на сырье и производство, акцизов и инфляции. Поэтому тут же готов комментарий от Минфина по нынешнему повышению: «Индексация МРЦ учитывает повышение с января этого года ставок акциза на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также уровень инфляции. Если не проиндексировать МРЦ, затраты на производство такой продукции будут превышать ранее установленные минимальные цены». Производители алкоголя, кроме поднятых государством с нового года акцизов, основными причинами роста МРЦ называют подорожание топлива, комплектующих, тарифов на перевозки, неурожай прошлого года во многих винодельческих зонах мира. Ну и вечным «заклинанием» звучит фраза от государства о том, что индексация МРЦ на спиртное – стандартная процедура, которая помогает бороться с теневым производством.

   Хотя это утверждение довольно спорное. Ведь если алкоголь станет нерентабельно продавать ниже какой-то цены, то и производитель, и торговля не замедлят ее поднять. Теневики, умудряющиеся сбывать «левак» через официальную торговую сеть, тем более не останутся в накладе от повышенных МРЦ, так как себестоимость их продукции еще ниже и навар получается больше. А у совсем «черного рынка» алкоголя свои законы и цены. Так что МРЦ скорее мешают производителям и торговцам сбавлять цены в виде каких-нибудь акций (за счет того же перекрестного финансирования) ниже установленной минималки. Проигрывает от этого потребитель, который вынужден платить дороже. Или искать более дешевое спиртное на стороне, рискуя им отравиться.

   Можно по-разному относиться к употреблению горячительного, но люди от этого пить не перестанут. А нынешний рост МРЦ еще сильнее толкает их в объятия более дешевого (и более опасного) фальсификата. Порой кажется, что это повышение пролоббировали, в том числе, заправилы «черного рынка», которые приобретут новых клиентов для своего пойла. Ведь цены на крепкий алкоголь в магазинах и в минувшем году были многим в России не по карману. Согласно оценке Московской школы управления «Сколково», доля нелегальной сорокаградусной продукции в нашей стране доходит до 30-40 процентов. Падение покупательской способности населения замедлило в прошлом году официальный рост продаж спиртного в России. По данным NielsenIQ, за восемь месяцев 2021 года реализация алкоголя в стране в натуральном выражении выросла лишь на 1,3 процента против 7,4 за тот же период 2020 года. А спрос на магазинную водку вообще снижался на 2,5 процента и восстановился только к концу прошлого года. Вряд ли россияне резко бросали пить – скорее всего, переходили на какие-то дешевые суррогаты и периодически травились ими. О летальных исходах в разных уголках страны сообщали СМИ.

   Недаром в декабре, когда Минфин заявил о намерении поднять минимальные цены на водку и коньяк в рознице, многие эксперты встретили эту идею в штыки. Против выступил даже Совет Федерации. Напомню, мы тогда цитировали первого заместителя главы бюджетного комитета СФ, сенатора от Ульяновской области Сергея Рябухина, заявившего, что повышение акцизов на крепкий алкоголь спровоцирует рост производства суррогатов и бурный поток более дешевой водки из ближнего зарубежья:

   - Рост самогоноварения в России даже по прогнозам 2021 года составит около 20 процентов – это очень много. В Белоруссии акцизы на алкоголь ниже российского уровня на 20 процентов, в Казахстане - на 50, в Киргизии - в пять раз. Поскольку границы между нашими странами прозрачные, то после очередного повышения акцизов в России сюда фурами пойдет водка из соседних стран, и экономически мы тоже проиграем. Совет Федерации предложил Минфину воздержаться от повышения минимальных розничных цен на крепкий алкоголь.

   «СК» тогда задавался вопросом: доведут ли сенаторы дело до конца или просто попиарятся? Получилось, скорее, второе. По крайней мере, правительство РФ не посчиталось с мнением Рябухина и его коллег по СФ и подняло МРЦ на крепкий алкоголь. Покупателей не смог защитить никто. Зато аппетит приходит во время еды или, в нашем случае, после глотка водки. В январе российские власти всерьез задумались о введении минимальной розничной цены и для пива. Специалисты же отметили, что и в данном случае следом увеличится стоимость всей пивной продукции. А представители Минздрава высказали опасения, что подорожавшее пиво заставит часть потребителей заместить его более крепкими напитками, в том числе – контрафактными. Угрозу подорожания пива от введения МРЦ пока удалось отбить, но чувствуется – продавят. И опять никакие сенаторы ничего не сделают. Даже безалкогольную газировку им, видимо, укротить будет не по плечу. Производители сладкой газированной воды недавно предупредили партнеров в торговых сетях, что тоже хотят продавать свои напитки дороже - на 7-25 процентов. И соответствующие обоснования готовы: подорожание сырья, особенно, сахара (который, кстати, во многих газированных напитках просто отсутствует. – В.П.), увеличение тарифов на воду, газ, электроэнергию, упаковку, логистику. Все же помнят требование властей: главное, исключить необоснованное повышение цен.

Владимир Пугачев