ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Кремлевское лекало на обкатке у соседей

   Спустя неделю после начала протестов против официальных итогов голосования на выборах президента Белоруссии Минск запустил в действие изобретенную в Москве технологию вывода на улицы митингующих в поддержку власти. В данном случае - в поддержку объявленного победителем выборов Александра Лукашенко.

   Первая проба технологии на белорусской земле состоялась в воскресенье, 16 августа. На этот день были запланированы массовые антилукашенковские манифестации по всей республике. В Минск тем временем на государственных автобусах свезли работников бюджетной сферы, перед которыми выступил сам Лукашенко. С набором стандартных страшилок о том, что повторные выборы президента - это гибель Белоруссии, о сосредотачивающихся на западных границах войсках НАТО, о провокаторах, выходящих на протесты. Заявил, что страну не отдаст, даже если умрет, и призвал коллективы бастующих предприятий выйти на работу.

  По информации милиции, в этой акции участвовало порядка 60 тысяч человек. Но известно, что официальные органы в таких случаях цифры, как правило, завышают в несколько раз, и на самом деле бюджетников в Минске было 16 августа в пределах 10-15 тысяч. На альтернативный митинг только в белорусской столице вышло, по ориентировочным оценкам, до 200 тысяч человек, требовавших отставки Александра Лукашенко. А в ответ на его призыв к бастующим выйти на работу к забастовщикам присоединились крупнейшие и к тому же бюджетообразующие предприятия «Беларуськалий» и нефтеперерабатывающие заводы. То есть эффект оказался обратным.

   Изобретение практики провластных акций вообще-то не чисто московское. Их предтечей еще в 30-е годы прошлого века были штурмовые отряды молодчиков, налетавших на антифашистские митинги в Италии, Германии и Австрии. Избивая участников, они молниеносно исчезали на автомобилях. XXI век начался более вегетариански, и Владислав Сурков, тогдашний первый зам главы президентской администрации, в начале нулевых сконструировал в России смягченный вариант в виде движений «Наши», «Идущие вместе», «Молодая гвардия», призванием которых стали провокации на оппозиционных митингах. В дальнейшем это скурвливание части общества экспортировалось за рубеж для спасения дружественных режимов. Многотысячные митинги в поддержку себя регулярно устраивает президент Турции Реджеп Эрдоган. Потом этот прием стал использовать сирийский диктатор Башар Асад. К нему же прибегли лидер Венесуэлы, ныне покойный Уго Чавес, и его преемник Николас Мадуро. У нас вместо дорого обходящихся молодежных «нашистов» и «идущих вместе» позже нашли более экономный вариант использования в этих целях бюджетников, на 100 процентов зависящих от власти, которая неявно угрожает им увольнениями и безденежьем. В таком виде идею Кремль и подсказал, вероятно, Александру Лукашенко. Также, как и награждение силовиков, зверствовавших на митингах в Минске и других городах Белоруссии, и изменение Конституции, которое только что анонсировал Лукашенко. Но есть ощущение, что опоздали: протесты охватили слишком большое количество белорусов, встречающих участников провластных акций криками «Позор!».

Василий МЕЛЬНИК