ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Эпидемии в Симбирске

   Из учебников по истории мы знаем, что эпидемии уносили жизни людей в прошлые времена, но не задумываемся о том, какие масштабы они носили. Мы подобрали для читателей «СК» некоторые данные о распространении инфекционных болезней в России, а также в Симбирске и в губернии.

   В дореволюционной России корь, скарлатина, тиф, дизентерия и сифилис были широко распространены и уносили жизни людей. Функции санитарного надзора в XVIII столетии находились, как это ни странно, в ведении полицейского надзора Первыми противоэпидемическими учреждениями в России были пограничные карантины, которые охраняли территорию страны от проникновения инфекционных заболеваний из других стран. И только через сто лет возникла идея создать специальные учреждения санитарного профиля. В 1837 году Симбирское губернское земство, напуганное эпидемией азиатской холеры и ростом заболеваемости оспой, решило в каждый уезд пригласить санитарного врача. Первым санитарным врачом в губернии был назначен доктор Константинов, но единой санитарной организации в наших краях не было еще более двадцати лет.

   Средняя продолжительность жизни симбирян во второй половине XIX столетия - около 35 лет. Среди причин смертности лидировали болезни пищеварительных органов, заразные заболевания и болезни дыхательных путей. Однако и медицина, и власти не очень-то переживали по поводу инфекций. Летом 1871 года в селе Тереньга Сенгилеевского уезда заболело холерой 36 человек, 18 из них умерли. Но только спустя две недели после вспышки болезни в село заехал уездный врач, который и доложил в Симбирское губернское правление, что признаков холерной эпидемии в Тереньге не обнаружено.

   Например, в 1913 году, довольно рядовом в отношении распространения инфекций, в Симбирской губернии было официально зафиксировано 6160 случаев брюшного тифа, 5761 случай скарлатины, 1952 случая натуральной оспы, 11 347 случаев дифтерии. Смертность от инфекций детей в возрасте до одного года составляла 50–60 процентов, и это воспринималось как норма. На всю губернию, которая в то время по территории была на две трети больше современной Ульяновской области и почти наполовину превосходила по населению, коечный фонд лечебный заведений составлял 1774 кровати, а в штате было 119 врачей.

   Время от времени случались вспышки инфекционных заболеваний, эпидемии и пандемии, особое место среди которых принадлежит холерным эпидемиям 1830–1831 годов, 1848-го и 1892 годов. Меры правительства с целью обуздать болезнь, в том числе жесткий карантин, не всегда находили понимания у народных масс. Периодически происходили холерные бунты, как это было в Симбирском Заволжье, в Самарском и Ставропольском уездах, где жертвами болезни в августе-сентябре 1830 года стали сотни человек. Попытки обеззараживать воду вызвали слухи, что «колодцы отравлены лекарями». Волнения были подавлены только с помощью калмыцких воинских частей. Во времена страшной холерной эпидемии в Симбирской губернии губернатор Михаил Теренин в борьбе со страшной болезнью даже ввел телесное наказание за распространение ложных слухов. Но все-таки власти и медики сдерживали развитие холерных эпидемий и паники. Так, симбирский губернатор Александр Жмакин и его семейство во все время эпидемии оставались в городе, хотя могли бы уехать подальше.

   Самой опустошительной стала эпидемия 1848 года. В Российской империи от холеры тогда погибло более 690 тысяч человек. В Симбирской губернии, по официальным данным, заболело 41 284 человека, из них умерло 17 849. Холера скоропостижно свела в могилу местного старожила купца Алексея Максимова, прожившего никак не меньше 115 лет. Вымирали целые семьи. В тот год в Симбирск была впервые принесена чудотворная Жадовская икона Божьей матери. То ли благодаря иконе, то ли от чего-то другого, но эпидемия резко пошла на спад. С тех пор крестные ходы с Жадовской иконой в городе стали традиционными.

   Одним из главных рассадников всех болезней и эпидемий в Симбирске была речка Симбирка. Санитарная комиссия неоднократно заявляла, что вода в ней – это густой раствор навоза. Овраг служил громадным резервуаром для свалки навоза и постоянным отхожим местом для жителей. Этот овраг составлял одну из главных причин той огромной болезненности и смертности, которыми отличался Симбирск.

   1892 год вошел в историю края как «черный» из-за жуткого неурожая, вслед за которым на губернию обрушилась новая эпидемия холеры. Писатель Степан Скиталец так описывал нашествие ужасной болезни: «И в том квартале города, где появлялась она на неделю, каждый день и каждую ночь слышался вой и плач по умершим, а из домов выносили гробы. Были такие дома, в которых никого уже не оставалось в живых, и они стояли тихие, опустошенные, с раскрытыми дверями и окнами».

   С 1 июня и до осени 1892 года холера «нанесла визит» в почти две трети всех селений Симбирской губернии. Сухая статистика из дел губернского правления: зарегистрировано 18621 случай заболевания, скончалось 8180 человек. В Симбирской губернской земской больнице в разгар болезни в июле 1892 года за сутки умирало до 150 человек. До сих пор можно слышать рассказы о холерных кладбищах, возникавших в окрестностях селений, вошедших теперь в городскую черту Ульяновска.

   Однако самыми губительными были эпидемии сыпного тифа. Эпидемии тифа, переносчиками которого являются платяные вши, многократно вспыхивали в истории на фоне драматических событий, войн и переселений. Всякий раз тиф губил людей куда больше, чем пули и сабли. По официальной статистике, в1920 году от голода и тифа в Симбирской губернии погибли 170 тысяч человек, то есть более чем каждый десятый из проживавших в ней 1688702 жителей.

   Еще в 1903 году на V губернском съезде врачей было принято решение о необходимости иметь в крупных городах губернии гигиенические лаборатории. В 1910 году гласные губернского земского собрания приняли решение о расширении бактериологической лаборатории для медицинских исследований при губернской больнице и приглашении бактериолога. Лаборатория была открыта в августе 1911-го, на ее оборудование земство отпустило 1000 рублей. В первые годы ее существования были проведены различные медицинские исследования, в том числе и бактериологические - на дифтерию, холеру, брюшной тиф и другие болезни. К 1917 году в губернии работало три лаборатории - при губернской земской больнице, в Сызранском и Ардатовском уездах. После февральской революции врачами поднимался вопрос об открытии и в других городах общеклинических лабораторий. К тому времени Симбирская губерния занимала первое место по смертности в России (треть всех умерших – дети). А Российская империя по смертности занимала первое место в Европе.

   15 сентября 1922 года декретом СНК РСФСР «О санитарных органах республики» утверждена структура санитарных организаций и система санитарного надзора. Этот день считается официальным днем рождения санитарной службы России. С течением времени ее цели и задачи менялись. В 1922 году, в пору разрухи, страна боролась с сыпным тифом, для этого создавались эпидотряды и санотряды. В 30-е годы появились санитарные инспекции, потом – санэпидстанции…

   В 2005 году в России появилась Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

По материалам сайтов 73 online, Ul.aif.ru, Els.spu.ru, ulpressa